Больше рецензий

FokinSerge

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 апреля 2020 г. 20:14

734

4 Все и обо всем, но не о главном

Миф о Троянской войне относится к одному из известных средь человечества. Допускаю, что даже более чем библейские истории, т.к. для носителей нехристианских конфессий эти рассказы не так интересны. А вот сказания про Трою легко воспринимаются любым населением. Даже мой отец – выросший в деревне, со средне специальным образованием, и то рассказывал мне в раннем детстве про троянского коня. В искусстве, и прежде всего в кинематографе, по-прежнему периодически возвращаются к Трое. Имена героев того противостояния всплывают по жизни в самых неожиданных местах. Названия футбольных клубов и имена кораблей служат напоминанием о легенде.
Но где здесь вымысел, а где, правда? Хотя всемирно известное открытие Трои Шлиманом произошло 150 лет назад, споры о городе продолжаются. Историки, археологи, искусствоведы, и просто интересующиеся историей и мифами люди с различным уровнем компетенции написали об этом массу книг. Кому верить, как понять, что же происходило более 3000 лет назад на маленьком пятачке территории, ныне принадлежащей Турции? Данная книга во многом дает ответы на эти вопросы.
Ее положительной чертой кроме легкого усеваемого текста является объем. 262 страницы текста с несколькими иллюстрациями можно не напрягаясь прочесть максимум за неделю. Авторы одновременно пересказали в целостном виде основное содержание всех сказаний о Троянской войне, и в тот же момент показали, что думают по поводу всего этого современные ученые, прежде всего археологи. Тщательным образом проштудирована масса научной литературы и дано лаконичное, но в тот же момент довольно подробное описание. Прослежена история района (Троада по книге), где существовал легендарный город, со времен позднего неолита (в работе ошибочно отнесли раннюю дату к медно-каменному веку) до современности. Дается даже краткая история археологического изучения района.
Тем ни менее большая часть объема текста посвящена пересказу мифов. Учитывая, что писатели постоянно уделяют внимание в своем творчестве древнегреческой мифологии, то, видимо, в этом вопросе они специалисты. Вот и пишут о том, что «ближе к телу». Всегда в творчестве Ивика занимал способ передачи мифологии. Они пишут это таким образом, будто все это было на самом деле. В данной работе они исследовательски разбирают противоречия в действиях богов и распутывают их генеалогические связи с героями Троянской войны. Хотя как по мне, так большинство этих описаний можно было и опустить, т.к. имеют косвенное отношение к теме книги. Да и в куче имен начинаешь теряться. Вызывает недоумение, когда древнегреческая литература разделяется на «худлит», как выражаются авторы, и на первоисточники. К счастью будет сказано, что Гомер вместе с другими авторами пересказывали и записывали устные сказания.
На этом фоне остались не рассмотренными очень важные моменты. – Что собой представляла Троянская война? Насколько мы можем верить мифам обо всех этих армадах галерного флота и полчищ захватчиков? Причем в книге есть глава «Была ли Троянская война». Но она почти вся посвящена историческому анализу источников. Кроме того, есть же мнение, что Троя и Илион – 2 разных города. А об этом ни слова.
Стараясь объяснить численность жителей Трои в различные периоды бронзового века, авторы приводят существующие научно обоснованные расчеты. Что же им помешало дать такие же расчеты для определения возможного числа ахейцев? Сколько нужно площади, чтоб расположить лагерь на 100 тыс. воинов? Каков потребный объем питания и воды для такого числа? Сколько нужно дров? Наконец, на какой площади могут разместиться столько воинов в момент сражения? И могли ли сюда подойти более тысячи галер? Вообще возможно ли было в то время построить столь мощный флот? Ведь если иметь некоторое представление о строительстве деревянных мореходных плавсредств, то окажется, что дело это небыстрое и затратное. Вообще, строительство флота во все времена было дорогостоящим удовольствием.
Кроме этого имеются и методологические упущения. Так авторы, всех греческих предводителей называют царями, а контролируемые ими территории государствами. Однако на деле мы имеем дело с вождествами. Где все эти цари выступали в роли глав племени или небольшого по численности союза нескольких родовых племен. Единственное государство в регионе в период Троянской войны – это Хеттское. И то, как это видно даже из данной работы, оно все равно не являлось полноценным в нашем представлении. Не смотря на то, что есть глава, дающая внешнеполитическую обстановку в Восточном Средиземноморье перед Троянской войной, авторы не словом не обмолвились об истинных причинах войны. Ведь мы прекрасно понимаем, что даже в то время войны не возникали из-за того, что один «царь» у другого украл жену. Может быть, сам обиженный и смог бы пойти войной, но уж явно под это дело не подписались 100 с лишним других вождеств. Враги и нейтралы посмеялись, союзники выказали сочувствие.
Вот если мы учтем все эти детали и вопросы, то окажется, что Троянская война – это серия военных конфликтов, растянувшихся по времени минимум на 20 лет. Для позднебронзового века Троя в мире Восточного Средиземноморья был крупный город (а если расчеты ученых верны, что в городе проживало 20 тыс. населения, то тогда он и по средневековым меркам является большим), и, как следствие, заметный политический центр. Завоевать его было соблазнительно. А вот силенок не хватало. Настолько, что даже авторы удивляются в книге, как можно было со 100-тыс. войском не суметь блокировать город. Приходившие нападавшие отряды были немногочисленны. Настолько, что их предводителей можно было перечислять, и о каждом воспевать отдельную песню. И, конечно же, в представлениях победителей стены Трои были воздвигнуты самими богами. Они ведь не видели крепостные сооружения ближневосточных центров той эпохи.
Но замечу, что мои рассуждения хоть и основываются на некоторых научных работах, все-таки являются гипотезой. Ведь я не специалист в данном вопросе. Поэтому мне очень жалко, что авторы обошли этот, несомненно, интересный для любой читающей публики вопрос.

Комментарии


Здравствуйте, Сергей! Всегда с интересом читаю Ваши рецензии, и сейчас польщена, что Вы уделили нашей книге столько внимания. Дельная рецензия. Но хотела бы с Вами поспорить по крайней мере в одном вопросе. Почему Вы считаете, что первые поселения Троады относятся к эпохе неолита? На территории нашей страны 5-е тысячелетие до н.э. - этой действительно, как правило, неолит. Но в Анатолии первое известное литое медное изделие относится примерно к 5000 году до н.э. А Кум-тепе (первое поселение в окрестностях будущей Трои) датируется 4800 годом. Это ранний, но уже вполне развитый энеолит. И обычно авторы работ, посвященных этой теме, достаточно единодушно датируют начало энеолита в Анатолии началом пятого тысячелетия. Если у Вас есть другие сведения - поделитесь с нами :)


Здравствуйте! Когда я обратил на эту дату внимание, тоже подумал, что на Ближнем Востоке ведь хронология несколько иная. Тем более, что все в том же регионе первое эпизодичное использование металла относится еще к более раннему времени. Обратился, так сказать, к первоисточникам, а там все таки датировка неолита БВ включает и конец V тыс. до н.э. Хотя у археологов-металлургов иное видение, т.е. вопрос дискуссионный. А потому, наверное, в научпопе лучше придерживаться классических представлений. Но извините, если был слишком резок.


Да нет, Ваш отзыв не был "слишком резким". Напротив, такие отзывы всегда интересно и полезно читать. Во всяком случае, меня этот отзыв заставил еще раз полезть в литературу, посвященную хронологии региона. Узнала кое-что новое. Думаю, что вопрос о неолите и энеолите не столько дискуссионный, сколько вопрос спецификации археолога, который этот вопрос решает. Неолитчики, находя каменные изделия, относящиеся к спорному периоду, считают его неолитом - ну или, по крайней мере, включают этот период в свои отчеты. То же самое делают специалисты по раннему металлу. Т.е. неолит и энеолит пересекаются. Наверное, это в какой-то мере относится к любому региону. Но к Анатолии - в большей степени...


))) Вчера, в связи с нашей перепиской, я тоже решил побольше погрузиться в археологию неолита - энеолита Ближнего Востока, и пришел к такому же выводу, что кроме дискуссионности границ археологических эпох, есть еще авторское видение. Но счел, что я был не прав, заострив в рецензии внимание на ранней датировке будущей Трои.