Больше рецензий

9 апреля 2020 г. 01:40

8K

1

Вообще, я из лояльных читателей. Почти в любой книге найду за что зацепиться. Сюжет невразумительный? Но зато какие характеры! Идея примитивная? Ну а язык-то отличный!

За свою LiveLib историю только четыре книги я оценила на 2/2,5. И одной из них был женский роман с явным инцестуальным уклоном, в сравнении с которым даже «50 оттенков серого» видится серьезной интеллектуальной прозой. Поэтому впервые влепив единицу, чувствую себя обязанной объясниться. Постараюсь аргументировать и обойтись без лишней желчи. Но могу сорваться, ибо взбешена.

Начнем с того, что выпускать книгу без редактуры и корректуры - скверная идея. Про отсутствие оных нетрудно догадаться по качеству текста. Он явно не вычитан грамматически, синтаксически, стилистически. Это как минимум неуважительно по отношению к читателю, который, замечу, приобрел книгу в 140 страниц за 350 руб. в Читай-городе (или, как я, за 199 руб на Литрес).

Без примеров здесь, пожалуй, не обойтись. И они у меня есть. Перестав плеваться и отойдя от первого шока, я старательно делала заметки.

Итак, Николай (автор) играет в покер и … «Стек таит, остается совсем немного фишек…». Что же таит в себе загадочный стек? А ничего! Ведь стек-то тает.

«Этот отрывок прекрасен сам по себе. Чего стоит одно описание моря в начале и прекрасная отсылка к этому образу в конце!» Синонимов к слову «прекрасный» в нашем великом и могучем, по-моему, предостаточно. Разве нет?

«И как в этом отношении прекрасна поэма «Про это» . Особенно вот эта ее часть» или «Без этого знания познать искусство слова невозможно». Тут даже комментировать не хочется.

«Женился, денег не было, только работа на правительственном средстве массовой информации, такая нудная и однообразная, что хотелось сбежать». Может, работа в правительственном СМИ? Или на худой конец на правительственОЕ средствО массовой информации?

В общем, длить это аутодафе я могу долго (примеров у меня в изобилии), но не буду. А лучше скажу пару слов о неповторимом авторском стиле. Николай, кстати, филолог и литературовед. Ну это так, просто для информации.

С одной стороны, текст нашпигован лютейшими штампами. Есть в нем и «последние отсветы заката», и лучи солнца, играющие на волнах, и нежные прикосновения летнего ветра к лицу. А если у автора вдруг появляются тучи, они обязательно свинцово-черные, ну или просто свинцовые. Вот так да! Уникально, свежо, образно.

С другой стороны, Николай в погоне за оригинальностью перебарщивает с тропами. Так умеет завернуть метафору, что хоть стой, хоть падай. Сочащийся стыдом взгляд... Как вам такое? Но Николай может и по-другому: патетично, высокопарно, по-философски, в стиле «Память человеческая - крайне лживая дама».

Больше цитировать не буду, избавлю вас от мук. Скажу лишь, что экс-супруга Николая (а, может, просто девушка, здесь я до конца не разобралась) в тексте упоминается как «бывшая дама». Кхм, поэтично, но как-то пошленько, что ли. Вообще, слова "женщина" и "девушка" у автора не в чести (слишком просто???). Он предпочитает использовать слово "дама". Придираюсь? Возможно. Ну ищет человек свой авторский голос. Оттого и мечется от возвышенного и пафосного «бывшая дама» к пацанскому «Давайте по конкретике».

Может, и некритично оно. Однако чувствительные к языку люди поймут почему я, даже закрыв книгу, продолжаю кипеть как электрочайник. А еще скептически хмыкаю, когда автор рассуждает о том, что его стезя – путь художественного слова.

Перейдем от стиля к содержанию. Этот аспект, пожалуй, еще более субъективен. Но, прошу учесть, я не претендую на истину в последней инстанции. Так, отдельное скромное мнение.

С содержанием в «Исповеди..» тоже провал. Вроде и идея неплохая: показать, как созвучны порой великие книги Достоевского, Кундеры, Бунина обычной жизни среднестатистического человека.

Но, во-первых, Николай не считает себя среднестатистическим. Он причисляет себя к интеллектуальной элите. Он натура тонкая, интеллигентная, неземная (читай: тот еще сноб и напыщенный индюк с раздутым самомнением).

«И сразу в памяти всплывают моменты, когда приходишь на свидание с удивительно красивой девушкой, но первое впечатление разбивается о темы разговоров, вращающихся вокруг еды, макияжа, сплетен. Я даже в определенный момент начал применять специальную технику, чтобы не засорять голову ненужной информацией. Печально ведь, когда стихи Бодлера вытесняются из головы рассуждениями бывшей об удобстве различных видов трусов»

В общем, не сметь, слышите, не сметь вытеснять Бодлера трусами! Ну противно же, блин! Тут ведь еще этический вопрос возникает. "Исповедь..." позиционируется как нон-фикшн. Предполагаю, что все бывшие девушки Николая вздрогнули, читая про злосчастные трусы (и не только).

Напряглись, наверное, и другие знакомые Николая. Например, есть в книге один проходной персонаж, быший одноклассник автора. Он из неудачников, из "профессиональных проигравших". Сути его прегрешений перед Николаем я не поняла, но автор недвусмысленно дает понять, что этот самый одноклассник человек весьма гаденький (что не мешает Николаю с ним по-есенински выпивать). За все проступки товарищ Жаринов изящненько так парня прикладывает. И, не поверите, в этом ему помогает сам Федор Михайлович. Пристыдить зарвавшегося "знакомца" Николай пытается пьяным прочтением отрывка из "Братьев Карамазовых". И ведь работает же. У антогониста, конечно, взгляд сразу начинает сочиться стыдом.

Во-вторых, рассказчик из Николая так себе. Со сторителлингом у него фиговенько, читать про его жизнь неинтересно. Ни в коем случае ни умаляю всех драм и трагедий (есть там и нелюбимая женщина, и нелюбимая работа, и всякое-всякое), случившихся с этим мужественным человеком. Но прочувствовать их никак не могу. Не удалось ему донести до меня сложности своих переживаний.

А уж когда он начинает рассуждать о судьбах Родины и тяжести жизни в России, становится даже смешно. Бэкграунд для таких разглагольствований у Николая весьма скромный. На выходе получается что-то вроде «в девяностые, когда убивали людей и все бегали абсолютно голые…».

Ну и, в-третьих, местами (не всегда) литературные аналогии притянуты к душевным мукам Николая ну просто за уши. Да и литературоведческий анализ хромает. Сомнительный, неглубокий, биографические факты все больше затертые, из школьных учебников. Третий класс, вторая четверть.

Подводя итоги, если вы хотели интересно и про книги, вам не сюда. «Исповедь…» - графоманская рефлексия, написанная с чудовищной претензией. ЭКСМО, ну зачем вы так?

P.S. Пожалуй, в первый раз у меня получилась такая злющая рецензия. Стараюсь не позволять себе публично чихвостить ныне живущих российских авторов, тем более неоперившихся, начинающих. Неправильно это. Некорректно. Высокомерно. Но Николай сам развязал мне руки. Трусы…Бодлер… Тьфу!

Источник

1 2

Комментарии


Браво! Знаком с Николаем по его видеоблогу "Исповедь Литературоведа". Сперва был даже очарован тем, что про книги снимают такие качественные ролики, но прислушавшись, кроме пафоса и самолюбования, не нашел в "литературной критике" ничего! 
Спасибо за развернутый комментарий полностью совпадающий с моим ощущением этого человека.

Я даже и не знала ничего про блог Николая))) Увидела здесь же рецензию, прочитала аннотацию. Рецензия была положительная, аннотация манкая и многообещающая. В тот же день купила книгу на Литрес. Прочитала и была обескуражена))) Уже после того, как написала отзыв, почитала про Николая и посмотрела пару видео. Видео ему удаются явно лучше))) Но тоже не мой формат.


Показать текст комментария

Ребята, вы серьезно? У одной – истерика, у второго – зависть. Не позорьтесь!)))

Свернуть

Ответила вам ниже.


Анна, каждый имеет право на своё мнение, особенно, если оно аргументированное, разве нет? Кхм, простите, но ваша реакция мне кажется несколько неадекватной.

Я читала вашу хвалебную рецензию и не стала спорить с вами в комментариях, ибо не вижу смысла. У всех свои вкусы. Кого-то не напрягает стилистический коллапс, да и напыщенные рассуждения Николая вполне себе порадуют. Я писала свою рецензию не с целью пускаться в глупейшие дискуссии, а для людей с похожими на мои взглядами, чтоб не тратили время и деньги на книгу, которая разочарует.


Показать текст комментария

))) А какие у вас взгляды? Много ли людей с похожими на ваши – зашоренных, не свободных, не считывающих иронию и самоиронию, боящихся слова "трусы" – взглядами?
Кстати, вот еще польза от книги – выявление комплексов. Рефлексирующие, неповерхностные люди подумают: почему я так реагирую, что со мной не так? Не надо рядиться в одежды эксперта
– самостоятельно думающие люди сами решат на что им тратить время. И что вы так по поводу стоимости книги переживаете? Вам не хватает на покупку книг или на чашку капучино? )

Свернуть

Анна, давайте по пунктам

а) слово "трусы" меня нисколько не смущает))) Это именно автор противопоставляет трусы Бодлеру. Я-то как раз считаю, что одно другому не помеха и трусы вполне себе интерес по жизни))) Быть можно дельным человеком... ну и далее по тексту;

б) а со взглядами все просто. Здесь я имела в виду, скорее, отношение к языку.

Книга - это и товар в том числе. А товар должен быть качественным. Текст Николая некачественный, местами убогий (с точки зрения владения языком). Я потому и привела примеры, чтоб не быть голословной. Собственно, книгу не за символический рубль продают, поэтому могли бы раскошелиться на корректуру. И претензия здесь не к Николаю (он пишет как может), а, скорее, к Эксмо. Для людей с цепким взглядом книга нечитабельна. И моя реакция закономерна. Я покупала Бентли, а получила раздолбанный запорожец;

в) а по поводу экпертности... я как бы не претендую. Но, кстати, по вашей логике любая рецензия бессмысленна, как положительная, так и отрицательная. Самостоятельные думающие люди сами решат, не ориентируясь на чужое мнение. Ну что ж, это позиция. Не пойму, правда, зачем вы тогда рецензии пишете. Судя по комментариям под вашей рецензией вас читают несамостоятельные и недумающие люди, для которых ваши отзывы играют роль при выборе)))

По поводу книги я не переживаю. А вот вы по поводу моей рецензии очень))) Вы подруга/фанатка автора или категорически не способны воспринимать отличное от вашего мнение (к разговору о комплексах)?

Вы так завелись))) Я чувствую, что наступила на больную мозоль, но не могу понять в чем дело. Да, это, наверное, и не важно. Жаль, что я вас чем-то задела. Не хотела.


этот Николай до жути пафосный, так напыщенно рассказывает на своем канале, а на деле то пустышка, одна форма без содержания.

От книги у меня сложилось похожее впечатление


Но, может, мы жестковаты в своей оценке. Я посмотрела пару роликов Николая после книги. Для меня - ни о чем. А по количеству лайков поняла, что людям-то нравится. Я как бы за популяризацию чтения в любом виде. Может статься, что для для неофитов его видео - самое оно. Надо ж людям с чего-то начинать! Это потом они переключатся на кого-то посерьёзнее (Клейна, Быкова, портал Горький). Хотя, блин, ролики роликами, а если писать взялся, стоит относиться к этому ответственно, хотя бы вычитывать. Мне интересно, неужели автор сам не видит, что текст откровенно плохой? Он же филолог


Показать текст комментария

Вот же мелочные страсти маленьких людей – обсуждать талантливых и заметных. Причем пресно, низким стилем. Опять же, зачем некоторым развивать латеральное мышление, если есть линейное?) Аналитических способностей нет – думаем по линейке. Д. Л. Быков и Л. Клейн старше автора книги на 20 лет. Подождите, затем сравнивайте. И что за шовинизм, кстати, "ненеофитка на книжных баррикадах"?))

Свернуть

Анна, все так. Вы правы, конечно))))


Читаю ваши отрывки. Похоже он как говорит, так и пишет. Зато какая картинка ( я про блог), какой приятный взгляду и нежному женскому сердцу мужчина. Умный, начитанный, не алкаш (что для жителя глубинки важно)). Как увидела книгу, захотела прочитать ее сразу же. Но как же без отзывов? Изучила мнения других людей, теперь не буду покупать. Лучше буду смотреть.


Приятный взгляду (хотя и тут все индивидуально), начитанный и не алкаш - не самые важные качества для писателя))) Поэтому, наверное, и получилось то, что получилось.

P.S. У вас отличная аватарка️. Одно время я была увлечена Фабианом Пересом.


А как же ЭКСМО тогда решилось на публикацию? У них вроде бы сильная редакторская группа


Мне бы тоже очень хотелось знать))) У меня есть масса вариантов объяснения причин, но все они не очень удобоваримые.


Это я про язык, не про содержание. С содержанием все ясно, на любой товар купец найдётся.

Я, кстати, пыталась обнаружить имя корректора и редактора книги, что вынести им отдельную благодарность. Но такая информация в электронном издании отсутсвует. Иллюстратор указан, а вот корректор и редактор - нет. Может, в бумаге все иначе?


Постараюсь аргументировать и обойтись без лишней желчи. Но могу сорваться, ибо взбешена.

Это так... Честно.)
И элегантно. Мне понравились строчки.

Николай, кстати, филолог и литературовед. Ну это так, просто для информации.

Ох. Сначала подумала, что переводчики могли так накосячить. А это носитель языка... Грустно.

Спасибо за рецензию. Предупрежден - вооружен.

А ещё, у любопытствующей меня два вопроса: что в принципе побудило прочесть эту книгу?
И я подсмотрела, что Вы недавно Анну Каренину прочитали (или перечитали), будете что-нибудь писать? Почитала бы с удовольствием.)


Отвечая на первый вопрос, я люблю почитать «про книги» в принципе. Иногда очень неожиданные и интересные мнения выдают современные литературоведы, бывает после по-новому смотришь на привычные вещи, задумываешься над моментами, на которые раньше не обращала внимание. Это как книгу обсудить с неглупым человеком, у которого литературный кругозор пошире твоего будет. Я часто не согласна с трактовкой и видением авторитетов, но почитать любопытно. Недавно у Быкова услышала, что есть версия, что Коровьева, Бегемот и Азазелло - переработанные образы Балаганова, Козлевича и Паниковского из Телёнка. Неожиданно и спорно, но чертовки любопытно, если осмыслять. Поэтому, увидев здесь на сайте рецензию на книгу Николая и почитав аннотацию, не задумываясь купила.

Анну Каренину перечитывала, да)) писать про неё не собиралась (вроде как странно выдавать рецензии/отзывы на Толстого), но вот сейчас задумалась))) может, что-то и накидаю.


Очень удивилась, что у Николая, оказывается, вышла книга одноимённая его рубрике на YouTube-канале. Я бы и без всяких рецензий её не пошла бы покупать. Мне было достаточно посмотреть несколько его видео, чтобы понять, что кто-то тут на папиной фамилии выехать хочет. Пафоса много, толку мало.
Здесь, возможно, кроется и разгадка, почему его издали без особых вопросов. Евгений Жаринов, наверное, хорошо продаётся, вот и сына подтянули поскорее. Ну и публичность сегодня тоже немаловажный аргумент в вопросах издания книги. Неважно насколько ты там хороший литературный критик/писатель, важно сколько у тебя подписчиков.

Но я рада, что вы эту книгу купили и честную рецензию написали. Может, у кого-то из его экзальтированных почитателей спадёт розовая пелена очарования Николаем. Но это не точно)

p.s. если кому-то уж очень хочется мнения о литературе человека с фамилией Жаринов, то пойдите лучше слушать записи лекций Евгения Жаринова в его группе в ВК. Особенно те, что ранние. Ведь Николай даже восхищение Кингом у батюшки "перенял")


Резонно. Порекомендуйте Николаю сменить фамилию и заодно сделать пластическую операцию, а то он очень похож на отца. Стивена Кинга только оставьте в покое, его любят миллионы людей, не только с фамилией Жаринов.


Анна, для высказывания своего мнения человеку вполне достаточно одного содержательного комментария. Но увы, к вам это не относится. Вам уже даже ответили не единожды. И даже культурно послали, формально согласившись с вами. Вы же продолжаете свои назойливые выпады, полностью утратив при этом лицо. Для стороннего наблюдателя это выглядит именно так.
Рискую получить в ответ от вас аналогичную порцию негатива, но мне это не страшно, у меня иммунитет. Зато, может, тем самым отвлеку вас от от автора рецензии - объекта вашей неприязни ))


Оказывается, "клуб косноязычной обструкции" продолжает действовать? Yeti_73, логика шовинистическая: вам, видимо, понравилась дешёвая нападка, мне – нет. Вы её поддерживаете, отказывая мне в праве голоса? Странная логика в XXI веке, к тому же – на фоне мировых событий. Ишь, развели здесь тиранию и охлократию))) Площадки для резерваций и ограничений находятся в других местах. По поводу словосочетания "потерять лицо": загляните в словарь фразеологизмов. Верно и внятно излагать мысли – устно и письменно – труд на всю жизнь (если вы меня понимаете).


Спасибо за наводку:) Ознакомилась с лекциями Евгения Жаринова. Местами понравилось, даже нашла для себя кое-что любопытное. Но те, что посмотрела, были попсовыми, что ли, без глубины. Но на вус и цвет, как говорится...

А по поводу Николая я смягчилась. Не в том смысле, что поменяла мнение о книге. Для меня, это по-прежнему фигня. Но рецензия писалась слегка на взводе, можно было понежнее, наверное.

Николай все-таки нашел свою нишу. Народ его любит и в рецензиях пишет, что он сподвигает на литературные подвиги и каналом своим, и даже книжечкой этой. Не все ли равно, как и почему люди приходят к литературе? Думаю, с увеличением начитанности адептов Жаринова и розовая пелена очарования Николаем спадает. А если нет, ну и на здоровье))) Лишь бы все были довольны.

1 2