Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

9 апреля 2020 г. 01:00

5K

5 «Солнечный удар».

…А вы любите свою маму?..

Ах, любите. Вы в этом уверены?..

Что значит – зачем я спрашиваю? Вы должны знать, зачем я спрашиваю!..

А правильно ли вы ее любите?..

В смысле, любите ли вы ее по своей воле? Или любите потому, что положено любить маму, а сами…

Что значит – не мое дело? Как это – не мое? Все, совершенно все – мое дело!..

«Посторонний человек мог предложить чашку кофе, а вот сын у бездыханного тела той, которая дала ему жизнь, должен был от этого кофе отказаться».

картинка ShiDa
Весь «Посторонний», как кажется поначалу, – это один сплошной абсурд. Логики в сотворенном нет никакой. Вернее, она есть – но не от мира сего, и чтобы понять (понять ли?), нужно отключиться от привычной реальности. Смиритесь с неизбежностью своего непонимания – и поймете.

Главный герой – некий человек по фамилии Мерсо. Работает в какой-то конторе в каком-то месте, живет в каком-то доме на какой-то улице. Занимается какими-то мелкими делами, встречается с какой-то женщиной, как-то пытается пережить воскресенье, как-то соглашается жениться на какой-то наиболее настойчивой влюбленной. И все бы хорошо, но в эту Вселенную сплошных «как-то, каких-то, когда-то» вторгается неестественная определенность: в определенный день и час Мерсо сообщают, что умерла его мать, ранее отданная им в дом престарелых, и просят приехать на ее похороны. Но даже тут Мерсо путается в «показаниях» – хорошо, плохо ли, но определенность отторгается главным героем, она словно бы враждебна ему. Поэтому все у него:

«Сегодня умерла мама. А может быть, вчера – не знаю. Я получил из богадельни телеграмму: «Мать скончалась. Похороны завтра. Искренне соболезнуем». Это ничего не говорит – может быть, вчера умерла».

Все, на что может обратить внимание Мерсо на похоронах, – это невыносимая жара и нестерпимое солнце. Остальное, в сравнении с гнетом солнечного света, теряет остроту. Мерсо плохо. Смерть матери – ничто. А любил ли он ее? И обязан ли был любить?

«В небе сияло солнце. Оно жгло землю, и зной быстро усиливался… Вокруг была все та же долина, залитая солнечным светом. Сверкание неба было просто нестерпимым. Некоторое время мы шли по недавно отремонтированному отрезку шоссе. Солнце расплавило асфальт».

Это же солнце (как покажется Мерсо) заставит его совершить бессмысленное и жестокое; это – нелогично, странно в своей неправильности. Но Мерсо не хотел. Он не мог сопротивляться солнцу, оно словно бы управляло им, а Мерсо был марионеткой.

«Жара была такая же, как в день похорон мамы, и так же, как тогда, у меня болела голова, особенно лоб, вены на нем вздулись, и в них пульсировала кровь. Я больше не мог выносить нестерпимый зной и шагнул вперед. Я знал, что это глупо, что я не спрячусь от солнца, сделав один шаг. Но я сделал шаг, только один шаг…».

Ответом на бессмысленное преступление мог быть только бессмысленный процесс – с вопросами не о самом преступлении, а о том, любил ли подсудимый свою маму и отчего не плакал на ее похоронах.
картинка ShiDa
Что хотел сказать этим Камю, наверное, можно разбирать долго. Нет, я полагаю, единственной трактовки «Постороннего», так что я могу изложить лишь собственные соображения.

Мерсо, может быть, – человек не самый приятный, но он не виноват, что таковым появился на свет. Сначала он кажется излишне отстраненным, словно бы у него нет чувств. Позже начинаешь понимать, присматриваясь, что «энергосберегательный режим» у него включился, напротив, из-за его гиперчувствительности к наиболее сложным сторонам нашей жизни. Скорее всего, раньше-то он был тонким человеком, с полнокровными чувствами, но переживание обреченности просто выжгло у него все внутри. Есть такой термин – «выгорание». И Мерсо, как мне показалось, стал жертвой именно этого выгорания.

Позже он позволяет себе высказать, что он думает об этой жизни. Во-первых, его, конечно, никто не спрашивал, рождаться ли ему на свет – и быть ли ему в этом мире человеком. Спрашивала ли вас мать, хотите ли вы жить? Полагаю, нет. Вот и у Мерсо никто не интересовался этим. Во-вторых, он обречен на осознание бессмысленности, пустоты жизни. Он болен этим осознанием, и это тоже не его вина – он так устроен, таким его создала природа. И, в-третьих, он обречен на вечное незнание, отчего и зачем все так устроено (привет Ивану Карамазову).

Не случайно появилась параллель между смертью матери Мерсо и его «вынужденным» преступлением. Что есть мать? Мать – это жизнь, без нее мы бы не появились на свет; это образ природы, которая ни о чем человека не спрашивает, а делает, повинуясь своим инстинктам. Мать человек любить обязан, потому что лишь от нее зависит наше существование и, даже отрываясь от нее, мы все равно чувствуем ее гнет. Отказ от чувств к матери, отказ от реакции на ее смерть – это, как мне кажется, подсознательный бунт героя против этой жизни, о которой его не спросили. И обвиняют потом героя не в эмоциональной бедности, а в этом бунте против силы природы. По правилам Мерсо не должен быть обижен на жизнь – но он обижен. Обижен самим фактом своего существования – и ничего не может с этим поделать. «Всё всё равно». Получается замкнутый круг, и единственное, что имеет смысл в нем – это смерть, избавление. Все обречены, все умрут. Зачем жить и бояться смерти? Зачем рождаться в муках и умирать в муках?

«Как же я не знал, что нет ничего важнее смертной казни и что, в общем, это единственно интересное для человека зрелище. Если я когда-нибудь выйду из тюрьмы, то непременно буду ходить смотреть, как отрубают людям головы».

картинка ShiDa
С Мерсо дважды пытаются поспорить о том, что «всё всё равно». В первый раз с ним спорит религиозный следователь, пытаясь заставить Мерсо раскаяться. Позже появляется священник и призывает Мерсо обратиться к Богу, чтобы «там» обрести жизнь вечную. Мерсо сопротивляется. В его Вселенной все мертво, включая давшую жизнь мать. Спросить не у кого, и жизнь не вступает в диалог.

Но если все мертво, все безразлично и не имеет воли – то отчего Мерсо совершил преступление? Что это была за сила, что толкала его, управляла им, как куклой? Не это ли закономерный ответ того, против чего он внутренне бунтовал? А если так, то его «солнечный удар» – это наказание.

Очень жаль, что Мерсо так и не заплакал на похоронах своей матери.

Комментарии


Дождался)
Даян, очень рад, что тебе понравился Посторонний.
И какая славная театральная зарисовка в начале... про заголовок рецензии - молчу. Тонко.

Главный герой – некий человек по фамилии Мерсо.

Работает в какой-то конторе в каком-то месте, живет в каком-то доме на какой-то улице. Занимается какими-то мелкими делами, встречается с какой-то женщиной, как-то пытается пережить воскресенье, как-то соглашается жениться на какой-то наиболее настойчивой влюбленной.

Погоди, ставлю чай на столик и аплодирую... очень понравилось.
Вот эти коридоры обезличивания в романе... по которому идёт безымянная душа.
Есть что-то от Кафки в этом, да? Поток бессмысленного мира сокрушает человека и увлекает его с собой, растворяя в себе.

Но даже тут Мерсо путается в «показаниях» – хорошо, плохо ли, но определенность отторгается главным героем, она словно бы враждебна ему.

Тоже очень хорошо про "определённость".
Словно нарушается гелиоцентрическая модель мира и всё летит в чертям.
Эта чёрная точка трагедии - на периферии жизни и сознания.
Он вроде и не думал об этом, и вот, словно умершее солнце, вокруг точки чёрной вращается ненужный мир, он, ненужный и неприкаянный в этом мире...
Образ матери, это ведь отчасти образ Природы, любви. Тебе не показалось?
И если у Ницше умер бог, то в мире по крайней мере осталась любовь, природа человека.
А тут - умерла и она, на которую человек толком и не обращал внимания. И всё полетело к чертям. Мир распадается на атомы боли, равнодушия, бессмыслия.
А согласись, что начало повести - оглушает, застилает уши и сердце - едкой тишиной, как при кантузии. И потом мир оттаивает болезненно, наваливаясь на сердце голубой волной, как в море.
К слову, тонкий момент, обыгрывающий возвращения Одиссея, когда мать утопилась, умерла.
У Платонова есть чудная повесть - Сокровенный человек.
Это какой-то странный двойник-антипод Постороннего из времён гражданской войны.
Начинается повесть столь же оглушающе: гг. режет на гробе жены колбасу.

Это же солнце (как покажется Мерсо) заставит его совершить бессмысленное и жестокое; это – нелогично, странно в своей неправильности. Но Мерсо не хотел. Он не мог сопротивляться солнцу, оно словно бы управляло им, а Мерсо был марионеткой.

Солнце... да, его бы судить.
Тоже мощный символ. Это же... символ Христа. И в убийстве араба - робкий символ распятия, но и.. катарсис выплеска горя о матери.

Позже начинаешь понимать, присматриваясь, что «энергосберегательный режим» у него включился, напротив, из-за его гиперчувствительности к наиболее сложным сторонам нашей жизни. Скорее всего, раньше-то он был тонким человеком, с полнокровными чувствами, но переживание обреченности просто выжгло у него все внутри. Есть такой термин – «выгорание». И Мерсо, как мне показалось, стал жертвой именно этого выгорания.

Снова ставлю почти допитый чай на столик: здорово подметила, Даян!
В эту тишину посторонности , словно в кокон, укрывается ранимое, безкожее сердце. Уставшее бесконечно.

Он болен этим осознанием, и это тоже не его вина – он так устроен, таким его создала природа.

Да... тут фактически гг. отправляется в мытарство духовное вослед умершей матери - природы.

Мать – это жизнь, без нее мы бы не появились на свет; это образ природы

Ну вот и ты об этом)

Отказ от чувств к матери, отказ от реакции на ее смерть – это, как мне кажется, подсознательный бунт героя против этой жизни, о которой его не спросили.

Чай уже допил... руки свободны. Браво, Даян)
У Акутагавы есть грустный рассказ, там в странном мире, мужчина приникает к лону беременной женщины и спрашивает у ребёночка, хочет ли он рождаться в этот безумный мир?

Спросить не у кого, и жизнь не вступает в диалог.

Хм... а вот это неожиданно и хорошо.
Про Карамазова тоже, да.

Очень жаль, что Мерсо так и не заплакал на похоронах своей матери.

Даян, а выстрелах пистолета в уже мёртвое тело? Это ведь.. слёзы его были.
Кроме того... единственная возможность его воссоединиться с матерью - умереть. Наказать себя.
Это ведь метафизическое самоубийство и возвращение души-Одиссея на свою духовную Итаку, где его будет ждать мать. И с ней всё обретёт смысл.

Чудесная рецензия, Даян. Спасибо.)


Кроме того... единственная возможность его воссоединиться с матерью - умереть. Наказать себя.
Это ведь метафизическое самоубийство и возвращение души-Одиссея на свою духовную Итаку, где его будет ждать мать. И с ней всё обретёт смысл.

Интересные мысли, спасибо, Саш! )))

А согласись, что начало повести - оглушает, застилает уши и сердце - едкой тишиной, как при контузии. И потом мир оттаивает болезненно, наваливаясь на сердце голубой волной, как в море.

Я переживала почти всю повесть... даже не пустоту, а словно бы вакуум. Может быть, это потому, что я уже всех схоронила. Вон, даже на суде над Мерсо никто не мог понять, как он мог во время похорон думать о жаре и солнце, а не о горе и утрате. А я это понимаю. Я лично покойника не могу любить, а только вспоминать, да и то словно бы отдельно от меня. Может, я тоже отчасти Мерсо, хотя смотрю на жизнь более оптимистично и саму жизнь мертвой не считаю. ))

У Платонова есть чудная повесть - Сокровенный человек.
Это какой-то странный двойник-антипод Постороннего из времён гражданской войны.
Начинается повесть столь же оглушающе: гг. режет на гробе жены колбасу.

Захотелось прочитать. "Река Потудань", о которой ты мне рассказывал, мне очень понравилась. А героя, что режет колбасу на гробе жены, тоже понять могу. Даже чувствительный и глубокий человек может вдруг такое вытворять - а сам не понимает, отчего так.

У Акутагавы есть грустный рассказ, там в странном мире, мужчина приникает к лону беременной женщины и спрашивает у ребёночка, хочет ли он рождаться в этот безумный мир?

Саш, а что это за рассказ (делая большие глаза)? В моем сборнике Акутагавы такого нет. Как он называется? )))


Даян, промахнулась с комментом. Случайно его заметил)

А я это понимаю. Я лично покойника не могу любить, а только вспоминать, да и то словно бы отдельно от меня. Может, я тоже отчасти Мерсо, хотя смотрю на жизнь более оптимистично и саму жизнь мертвой не считаю. ))

Да все мы чуточку Мерсо...
Главное, любить не мёртвых но живых, а ещё лучше, когда живые ещё живы, говорить им как мы их любим.

"Река Потудань", о которой ты мне рассказывал, мне очень понравилась. А героя, что режет колбасу на гробе жены, тоже понять могу. Даже чувствительный и глубокий человек может вдруг такое вытворять - а сам не понимает, отчего так.

Отдельное спасибо за Потудань)
Рад, что тебе понравилось. Ты права. Горе человека вообще иррационально.
И в том же случае с Мерсо на похоронах. Да мы сами встречали такие ситуации, разве нет? В плане, моменты осуждения, что человека "не так страдает и скорбит как положено".
Печально.
А что касается повести Платонова... Даян, у него часто очень мрачная символика, спирали символов.
Прошу прощения за подробность, но в этом эпизоде с колбасой ( от которого многие "отшатываются"), Платонов вывел простой и понятный многим любящим символ оскопления, венчания эроса и танатоса.
Там потом через всю повесть будет эта спиритуалистическая тоска по жене.
Чем-то эта повесть похожа на "Очарованного странника" Лескова, только с экзистенциальными мотивами и лирикой.
Платонов ведь по существу - очень нежный. И грустно, что его часто ассоциируют с его мрачным "Котлованом".

Саш, а что это за рассказ (делая большие глаза)? В моем сборнике Акутагавы такого нет. Как он называется? )))

Даян... я удивлён. Неужели в твоём сборнике нет этого рассказа? Он один из самых известных у него. Опубликованный после смерти уже: в нём сказался весь его надрыв.
В стране водяных.


А что касается повести Платонова... Даян, у него часто очень мрачная символика, спирали символов.
Прошу прощения за подробность, но в этом эпизоде с колбасой ( от которого многие "отшатываются"), Платонов вывел простой и понятный многим любящим символ оскопления, венчания эроса и танатоса.
Там потом через всю повесть будет эта спиритуалистическая тоска по жене.

Думаю прочитать в ближайшее время эту повесть и "Котлован". Помню, "Котлован" начинала, но он у меня категорически не пошел. Теперь хочу наверстать упущенное, буду слушать в аудио - может быть, в этой раз получится проникнуться. А то гештальт не закрытый мучает. ))

В стране водяных.

Спасибо. Слышала о нем, но была без понятия, о чем он и что там. ))


"Посторонний" в свое время очень меня впечатлил и так и остался одним из самых любимых литературных произведений) А Вы много других произведений Камю читали?


"Чуму" не так давно прочитала. С нее, собственно, и началось мое знакомство с Камю. Хотелось бы продолжить "отношения" с автором.


Надеюсь, автор в дальнейшем не разочарует (:


С удовольствием прочитала вашу рецензию. Спасибо за качественный и внятный анализ.

Спасибо Вам.