Больше рецензий

AnaRayne

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 апреля 2020 г. 20:06

708

5

– Нет, брат мой. Туда, куда я ухожу, ты за мной не сможешь последовать. Как ты ни силён, это привело бы тебя к гибели. Мы с тобой, Карамон, всё-таки стали какими, какими нас задумали Боги. Двумя разными людьми, полными и полноценными. И здесь наши пути разойдутся. ("Драконы Весеннего Рассвета")

Но пути Рейстлина и Карамона не разошлись – слишком тесно переплетены, слишком крепко и неразрывно связаны, чтобы жить каждый своей жизнью, не вспоминая друг о друге. Тем более Рейстлин задумал то, что может перевернуть с ног на голову и навсегда изменить весь мир. Он хочет открыть врата в Бездну и сразиться там с Владычицей Тьмы... и нет, вовсе не для того, чтобы избавить Кринн от Зла. Такхизис – всего лишь ступенька, ещё одна вершина, которую Рейстлин должен покорить, ещё один конкурент, пусть и невероятно могущественный, которого Рейстлин должен победить. А за ней и всех остальных Богов. Рейстлин собирается, ни много ни мало, стать единственным Богом и воцариться над этим миром. Навеки.
Маги прошлого заперли Врата Бездны, самым, на их взгляд, надёжным способом. Ключ к Вратам – союз добра и зла, величайшей тьмы и чистейшего света, то есть чёрного мага и жреца Паладайна. Или жрицы. Когда-то Фистандантилус со своим Денубисом, а теперь Рейстлин следует той же дорогой... только его-то, конечно, не устраивает судьба Фистандантилуса, он хочет изменить всё, сломать судьбу, сломать даже законы пространства и времени. Рейстлин ни перед чем не остановится, чтобы достичь желаемой цели. Что ему какая-то жрица, Крисания, праведная дочь Паладайна – он легко обманет её, сыграет на самых чувствительных струнках её души, отыщет все её слабости и воспользуется ими сполна. Да, какие-то чувства проникнут и в его холодную, омертвелую душу. Не чувства даже – тени, призраки, которых он без труда прогонит и убедит себя, что ничего не было, что Крисания, как и Карамон, как и все на свете, не нужны ему, Властелину Настоящего и Будущего.

В трилогии Хроник Рейстлин был всего лишь второстепенным персонажем, а здесь именно он в центре повествования, мы не только наблюдаем за ним, но и буквально залезаем к нему под кожу, в самые тёмные уголки, в самые потаённые мысли. И это... страшно. По-настоящему пугает. И не даёт оторваться ни на секунду, хотя книги большие, насыщенные всё тем же классическим (читай – сложным для восприятия) фэнтези: война, драконы, похождения Таниса и компании... Но Легенды прочитались намного быстрее, чем Хроники. И сделали намного больнее.
По сути говоря, эта история – не о мире, не о Богах, не о путешествиях во времени, она об одной-единственной душе. Душе Рейстлина Маджере. О том, как эта душа металась, мучилась, рвалась вперёд и вверх, стремилась к большему, изо всех сил пыталась заполнить свою внутреннюю пустоту... и в конце концов оказалась на обломках мира, ею же и разрушенного. Рейстлин попадает в Бездну уже пропитавшимся тьмой, уже безнадёжно ушедшим во мрак, оставившим далеко-далеко позади и брата, и жрицу, и всё человеческое, что в нём когда-то было. Не человек это, а нечто похожее на Тёмную Госпожу Такхизис. Жадное. Ненасытное. Жестокое. И почти мёртвое. Но всё же почти, всё же не до конца... ведь он сумел отыскать в себе какие-то крупицы света, осознать, понять, ужаснуться тому, каким станет мир, если он всё-таки добьётся своего. И повернуть назад. Позволить закрыть Врата у себя за спиной. Остаться в Бездне... отдать себя на вечные муки и пытки в лапах Тёмной Королевы... чтобы мир всё-таки продолжал быть.
В этот момент чувства, которые я испытывала к Рейстлину, изменились. Не полностью, нет. И я по-прежнему не могу сказать, что люблю этого человека, сочувствую ему... но понимаю, вот уж точно. И уважаю. Он всё сломал своими руками, сломал сам себя, свою душу, перекрутил, разбил на мелкие кусочки, но под конец сделал хотя бы какую-то попытку исправить. Казалось бы, нужно радоваться – злодей получил по заслугам, но переворачиваешь последнюю страницу книги – и сидишь в полной растерянности, в ошеломлении, в слезах, потому что... ну как же так, как же он там, в Бездне, как же Карамон без него?..
А ведь именно о брате думал Рейстлин, когда Врата закрылись и Такхизис стала мучить его. О брате, не о своих несбывшихся замыслах и даже не о Крисании. О детстве, о теневых кроликах, о том, как Карамон успокаивал его, не подпуская к нему, маленькому и наспуганному, никакие кошмары.

Карамон тоже стал важным героем трилогии Легенд. У него, как и у Рейстлина, свой путь. Он меняется, постепенно уходит из-под влияния брата, перестаёт быть послушной куклой-марионеткой на ниточках. У Карамона своя битва, и сражается он не только с людьми и не-людьми... в первую очередь – с самим собой. Мы знаем, как сильно он привязан к брату, мы видим, как осознание истинных намерений Рейстлина разбило ему сердце, как он пытался утопить своё горе в алкоголе, как едва не потерял себя. И поэтому мы понимаем, как тяжело, невыносимо тяжело далось Карамону решение противостоять Рейстлину, остановить его во что бы то ни стало... а потом, в конце, закрыть за ним Врата, своими же руками запереть его в Бездне. Горько. Больно. Страшно. И всё-таки радостно за него, ведь он смог, он сумел в конце концов отделить себя от брата и начать собственную, свободную и счастливую, жизнь.

О второстепенных персонажах тоже не забыли. И у них своя дорога, и они меняются, и они больше никогда не станут прежними. Например, Танис. Кажется, он обрёл мир в душе и счастье с Лораной... а всё-таки призрак прошлого, призрак Китиары, неотступно следует за ним, и Танис, конечно, в итоге окажется перед выбором, перед самой важной развилкой своего пути. Китиара тоже принимает активное участие в событиях, играя то за Рейстлина, то против него, и я не стала любить эту взбалмошную, самолюбивую и довольно неприятную девицу больше, но за ней наблюдать тоже было интересно. Хотя гораздо интереснее за новым персонажем, с которым мы познакомились только в Легендах, –за Даламаром, тёмным эльфом, учеником Рейстлина. Даламар испытывает к своему шалафи сложные и болезненные чувства... тут и восхищение его силой, его талантом, его великими замыслами, и страх перед ним, и желание узнать от него как можно больше магических тайн. Даламар шпионит за Рейстлином для Конклава, но сам уже не знает, кому он действительно предан. Путь Даламара чем-то похож на путь Рейстлина. Только Даламар вовремя осознал свою ошибку и всё-таки смог сойти с опасной дороги.

Даже Тассельхоф Непоседа меняется, хотя, казалось бы, что может быть более неизменным и постоянным в этом мире, чем кендеры. Как и в Хрониках, всё самое интересное, трогательное и глубокое в Легендах связано с героями. Но Крисания мне совсем не понравилась. Она тоже проходит свои испытания... любовью, верой, Бездной, тоже меняется, принимает важные для себя решения, слепнет и прозревает в один и тот же момент. Но у меня с самого начала вызывала отторжение эта женщина – холодная, почти мёртвая в своей ослепительной чистоте, уверенная, что только ей ведома Истина, только она знает, как правильно и хорошо, а люди... особенно те, которые не верят в Паладайна... всего лишь пыль под её ногами. Этим они очень похожи с Рейстлином. Но Рейстлин как-то честнее, он видит себя таким, какой есть, а Крисания обманывается и на его счёт, и на свой, и вообще толком не видит и не понимает ничего. Потом, конечно, увидела и поняла. Но, к сожалению, искренней симпатии так и не смогла у меня вызвать. Может, потому, что жертвенность, вера в богов (или в Бога), стремление к некоей внутренней чистоте, ужас при мысли о самых обычных вещах (любви и сексе, например), самобичевание... не мои темы, мне всё это непонятно и неблизко. Крисания так и не стала в моих глазах живой. Это не человек, это мраморная статуя. Это символ, это воплощённая Вера, это воплощение идей смирения, покаяния и жертвенности. А больше – ничего.

Перевёрнута последняя страница Трилогии Легенд, и мне очень тяжело расставаться с персонажами, с которыми я прожила... едва ли не целую жизнь. Они что-то изменили во мне. Многому научили. А я совсем не ожидала этого, когда почти год назад открыла "Кузницу души" с желанием всего лишь посмотреть, что же там, в каноне мюзикла Последнее Испытание.