Больше рецензий

Fermalion

Эксперт

Эксперт Лайвлиба, мыслитель и гуманист

4 января 2012 г. 13:45

1K

4

Если в своей малой прозе Пелевин может позволить себе заигрывать с даосизмом, дзен-буддизмом и прочими солипсизмами, то романы у него с давних пор пишутся примерно на одну и ту же тему: о России. О незадачливой нашей Родине-матери, о ее самобытном пути промеж востока и запада, о ее попытках доказать миру, что мы — вполне себе Евразия, а вовсе не Азиопа.
Впрочем, чтобы доказать это миру, нужно сначала поверить в это самим, а Пелевин из книги в книгу дает понять, что нам даже до этого далеко.

Эта книга — такая большая игра для внимательного и усидчивого читателя, причем не столько внимательного по отношению к книге, сколько по отношению к окружающей нас экономической и политической действительности.
Правила таковы: существующие в современной России и мире общественные организации и институты автор шифрует под новыми названиями, привнося в свое произведение кучу новых имен собственных и нарицательных. Далее, не проводя никаких очевидных параллелей, он начинает просто оперировать ими, в соответствии с их реальной функцией в реальном обществе. Наша задача — попытаться угадать прообразы этих имен по их действиям.

Кто, к примеру, такие «нетерпилы»? Никаких идей?
А если вам скажут, что это такой особый слой гражданских активистов, вооруженных камерами и диктофонами, которые суют свой нос в самые недра закостенелых госмеханизмов и вскрывают там все нелицеприятные постымпераилистические пережитки?
Тогда вам станет понятно, что «нетерпилы» — это поколение молодых прозападных либеральных журналистов.
А кто такие «ганджуберсерки»? А что такое «офшар»? А «снаф», наконец?
И даже если вам кажется понятным, что «офшар» перекликается с «офшором», а «правозащитники» они и есть правозащитники, не спешите: в своей книге автор наделил даже самые очевидные и понятные вещи свойствами неожиданными, остроумными и гротескно преувеличенными.

Да, все происходящее здесь пересыпано изрядной долей гротескного юмора, то и дело перерастающего в сарказм и откровенное издевательство — видимо, только в смехе Пелевин видит способ не сойти с ума от идиотизма современной отечественной действительности. О верховной власти в Уркаине (да-да! Я не перепутал буквы!) он пишет так:

...и если их режим не является злом в чистом виде, то исключительно по той причине, что сильно разбавлен дегенеративным маразмом.

Роисся, что называется, вперде — и намек с перестановкой букв мог бы быть даже не настолько прозрачным. Мы бы все равно догадались по одной этой цитате.

Он язвительно проходится по престарелым феминисткам (а заодно и педофилам — в понимании автора это примерно одно и то же): постоянное их нытье на тему ущемленных прав привело к тому, что возраст сексуального согласия в обществе повышают до сорока шести лет.
Просили? Получите.

Борьба за чужое сексуальное бесправие — это экстремальная форма полового самовыражения. Проблема, однако, в том, что эгоистичные действия одного-единственного секс-меньшинства создают проблему для огромной массы людей.

Ну а самый смак, конечно — это его нападки на пидорасов.
Пелевин настоящий молодец: он не стесняется называть пидорасов пидорасами, а их возмущение предлагает им засунуть туда же, куда они привыкли.
Он им прямым текстом заявляет, что они — генетический мусор и топка для крематориев, а всем высоколобым дохрена-хипстерам, которые слушают Другую музыку, смотрят Другое кино и предпочитают называть себя «геями» или «ущемленными представителями ЛГБТ», в достаточно резкой форме напоминает, что пидорасами они при всем этом быть не перестают.
Браво, Олегыч, рукопожимаю.

Парадокс, правда, еще и в том, что именно эти гомики и составляют одну из правящих элит в «верхнем обществе», прообразом которого, очевидно, стал политкорректный Запад.
Другой столп общественного благосостояния — это киноиндустрия, которая — внимание! — снимает документальные(!) порнофильмы про войну(!!!).
Этот абсурдный идиотизм заставляет вас нервно хихикать, но потом вы понимаете, что и Запад Пелевин, видимо, ненавидит так же сильно, как сермяжную родину.

Он даже о себе высказывается — точнее, не о себе, а о людях, которые пытаются высказываться о нем:

«угрюмым затворником», «нелюдем», «бирюком» и «кокеткой» в наше время называют человека, который не хочет бесплатно трахать свинью перед телекамерой. А если не хочет даже за деньги, тогда говорят — «пытается окружить себя ореолом загадочности...»

Такая вот получается книга: автор-мизантроп ненавидит и Россию, и Запад одинаково сильно, но качественно по-разному, отпускает саркастические замечания в адрес феминисток, ньюсмейкеров, гомосеков и силовиков, а сам отказывается палить щщи потому, что не хочет трахать свинью в прямом эфире.
Круто? Просто супер!

* * *

Впрочем, традиционные для Виктора Пелевина три телеги на тему онтологического субъективизма здесь тоже есть.
Схема стандартная: «ничего не существует, есть только то, что порождает твое воображение. Оно существует только само в себе, то есть фактически, в мире не существует ничего».
Да что я, собственно, рассказываю — все, кто читал Пелевина ранее, знают содержание всего этого, как выражается автор, дискурса. И в «Снафе» все точно так же — другими словами, под другим углом и с другой прической, но все равно до боли знакомо.
Чувствуются здесь, однако, стилевые отголоски «t»: вся эта демагогия не смахивает на иезуитское нагромождение слов, а действительно выстраивается в некую экзистенциальную теорию.

Хипстэры возмутятся, мол «опопсел» Пелевин, «обыдлел» и «уже не торт». Ну так то ж хипстэры, что с них взять?..
Мне же, как давнишнему почитателю творчества автора, отрадно видеть, что происходит с его прозой: она становится более внятной и последовательной, не теряя при этом ни своего остроумия, ни глубины.
То, что его книги становится все проще воспринимать — это исключительно потому, что он научился более понятно изъясняться, а никак не потому, что стал примитивнее мыслить.

Вряд ли потомки будут считать «Снафф» пелевинским magnum opus — все-таки есть у него вещи более сильные и, что называется, более «знаковые».
Но это определенно самое смелое его произведение, в котором автор не просто вплетает вампиров, лис и красных комдивов в существующие социокультурные реалии, а моделирует целый новый мир, самобытный от начала и до конца.
А что самое мерзкое — весь этот гротеск очень узнаваем и понятен.

Есть тут и повторения, и реминисценции на самого себя, и даже прямое самоцитирование — ну, что ж поделать.
Но за совершенно чумовые Дао Песдын, креативный доводчик и суррогатных женщин ему все это можно простить.

8, отлично.

1 2

Комментарии


а хипстеров, о громовержец, за что?


Ну, мне показалось, автор это свое злословие в их адрес направлял, так что все вопросы к нему.
(А может, я увидел то, что хотел увидеть. Но надеюсь, что все-таки нет.)


так что все вопросы к нему.


Хипстэры возмутятся, мол «опопсел» Пелевин, «обыдлел» и «уже не торт». Ну так то ж хипстэры, что с них взять?..


оу'рили? ^^


Не сказал бы, что он сильно на пидарасов гонит. Но место, где бюст Трыга (так того тушенкоёба звали вроде) ставят в музее GULAGа между Солженицыным и Элтоном Джоном доставило неимоверно


Выдержка из Дао Песдын «О мухах» уже по всем интернетам разлетелась.
А эпизод с Трыгом — это, скорее, поддевка в адрес Солженицына (типа, поставили его в один ряд с оркским пупарасом и человечьим педерастом).


«Смотрящий по Шансону сказал — кто слышал пидорскую музыку два раза, уже пидарас. Таких называют «законтаченный по воздуху». Потому мужи древности протыкали себе ушные перепонки гвоздями и изъяснялись друг с другом на языке жестов…»



Согласен, это гениально)


да ну?
убожество
не стану отправлять в историю античных культур и музыки, в которой авторы книги и рецензии полные... даже не делитанты
по остальным пунктам рецензии и проходиться лень
мрак.


Скажите, пожалуйста, причем тут история античных культур?


к гомосексуализму


Полагаю, к тому, о чем речь в книге, античные культуры отношения не имеют.


)))))))))))))


А можно вопрос не по сути рецензии? Вы так и не решились использовать кат? ИЛи вам его идея не близка?


Рецензия написана за пару дней до появления функции «кат», вот и все :-)
Я решил, что во всех старых рецензиях его добавлять уже не буду (многовато мороки), а вот в новых — уже да.


Ой, и правда, я об этом не подумала. Простите. Я ведь почему спросила, я же помню, мы с вами пообщались там , в теме про кат, я была уверена, что уж вы-то эту идею разделяете. Но я тоже в старых рецензиях так делать не буду, а только в новых.


Да-да. Теперь, когда под кат можно убрать какую угодно простыню текста, заткнуть свой словесный фонтан мне будет все сложнее :-).


Опять на главной матерщина. Куда смотрит администрация?


Позвольте, где ж тут матерщина?


В седьмом абзаце, на П начинается и на С кончается. Кто не верит, что это табуируемое слово, пусть справится хоть в Википедии.


Википедия обзывает это слово «обсценной лексемой, не являющейся матом в узком смысле слова», наравне, например, со словом «жопа». То есть, в общем, да, крепкое словцо — оно крепкое, не спорю, но не матерщина.
А перед гипотетическими детьми, которые могли это увидеть, я дико извиняюсь. Но они, я надеюсь, завязли и бросили мою рецензию чуть раньше седьмого абзаца.


Отчего же гипотетическими? Книжка, судя по описанию, как раз для пятого класса. Но табуированным словцо быть не перестаёт.


Ну разумеется. Пелевин, он такой, для пятого класса. Уже не тот, я ж говорю. Опопсел.

Так что я, пожалуй, в очередной раз извинюсь перед, гхм, пятиклассниками. Им же нельзя такие слова читать.


Это не В.О. "опопсел", это пятиклассники продвинулись.


В таком случае мы возвращаемся к тому, с чего начали — этих умозрительных пятиклассников ведь не смутят такие крепкие словечки, правда ведь?
Они, наверно, даже сами уже такие слова в свои рецензии вворачивают. И потом еще спорят с умудренными опытом старшими, дескать, никого эти слова не смущают?


Ну, уж аргумента "все уже видели, никого не смущает" я не ожидала даже от вас. Следующий логический шаг: приехать в наш город, выйти на Дворцовую и спустить штаны. Все уже видели нечто подобное. И смутятся далеко не все. Но результат гарантирован.


Вспоминая ту дискуссию на тему того, что делать с обсценной лексикой на сайте: да, я категорически против мата не только на главной, но и вообще где бы то ни было. Да, мне тоже не нравится обилие неуместного сквернословия.
Но использовать это в меру крепкое (не матерное!) слово пару-тройку раз я счел допустимым. Ладно?


Да понимаю я, что вы сочли допустимым. Не сочли бы - не делали. Более не буду проявлять неуместную заботу о сохранении чужого реноме.


Спасибо, конечно, но вы не о моем реноме заботились, вам почудилось вопиющее и вероломное нарушение правил сайта на главной странице, тогда как я попросту не вижу в этом ничего вопиющего или вероломного.


Не за что. У сайта Ливлиб тоже есть реноме, только оно меня в данной ситуации и волнует. А то, что вы не видите ничего вопиющего, - что я с этим поделаю?


Пелевин настоящий молодец: он не стесняется называть пидорасов пидорасами, а их возмущение предлагает им засунуть туда же, куда они привыкли.

я вот тоже не стесняюсь этого делать, меня, правда, за это никто пока не нахваливает.


Ну, вы тоже молодец, чоуштам.


ха-ха-ха))


он не стесняется называть пидорасов пидорасами


учитывая, что пво у них клоун, то этопяць! ^^

Браво, Олегыч, рукопожимаю.


Ага, привет. Я знал, что вам понравится.


В этом смысле напоминает Виана. :)


Но за совершенно чумовые Дао Песдын, креативный доводчик и суррогатных женщин ему все это можно простить.


Абсолютно согласен.
Кстати, подскажите пожалуйста, что такое в романе "Желтая Зона" и "Цирк"?


Поскольку внятных пояснений в романе нет, могу только предполагать.

Желтая зона — нечто вроде элитных городских кварталов Оркской Славы. Не настолько круто, как Зеленая Зона, но уже не для простого смертного. Возможно, деловой центр. В общем, что-то такое для среднего класса, яппи, или выше.

Цирк — то ли крепость, то ли площадь в центре Славы, имеющая строго круглую форму. Возможно, и то, и другое: типа Коллизея, крепость с площадью в центре. Во время священных войн (коих сотни) Цирк выступает центром и оплотом защиты Уркаины, в нем собираются войска орков, а люди осаждают Цирк с нескольких сторон.


Там, похоже, что-то поглубже... но что, пока не разобрался. В любом случае, спасибо. Если появятся свежие мысли, обязательно напишите.


Позвольте предположить, что это из Фэн-Шуя. По нему помещение делят на девять зон, в числе которых: "зеленая зона семьи", "желтая зона здоровья" и "белая детская зона". Остальные - зоны более "высокого" уровня, например, карьеры, знаний... Плюс к этому в зелёной зоне, по видимому содержится намёк на green card, а в целом - видимо, присутствует некоторая аналогия со светофором. А вообще, не удивлюсь, если просто так придумалось).


О как! :-) Я из всего этого заметил только намек на «Грин кард», да.


yrimono, не хочу делать умное лицо - не знаю!


А я не спрашивал, наоборот предлагал ответы)


Знаю, что не спрашивали, но не знаю, верны ли предложенные ответы)


На мой вкус Желтая Зона - ярко выраженный средний класс. Пробиться туда реально, но не у всех получается. И Цирк, если брать отсылки к реальной жизни, весьма и весьма напоминает Голливуд.


Ага, вы прочитали! Если мне не изменяет память, это был мой совет?
Жду теперь рецензию.


Воистину! После сотой страницы даже стала чувствовать неподдельный интерес к книге. Поначалу, признаться, было очень трудно. Это был мой первый опыт с Пелевиным, на то он и флэшмоб, чтоб новое узнавать. ;-)
Насчет рецензии гарантировать не могу, последнее время туго с ними... Но вы узнаете о ее рождении первым. =)


Я думаю, тут нет прямых физических аллюций, скорее, очень точная метафора.


автор-мизантроп ненавидит и Россию, и Запад одинаково сильно


Я думаю, если он чего-то и ненавидит, то не Запад, Россию или Украину. Скорее - псевдоценности прозападного общества. Впрочем, это не мешает ему хорошо зарабатывать)


На самом деле даже для неочень сильно следящих за политикой, но просто чуть поживших ;), большинство аллюзий понятно. Хотя, конечно,тоже не гарантирую, что распознала все шифры, да это и не очень важно. На некоторых хочу остановиться, потому что, думаю, и правда не все их могут заметить.

ганджуберсерки - гбшники, конечно. Вот тут примечательно:

Он сначала не понял, кто такие «пусора», а потом вспомнил, что так ганджуберсерки называют правозащитников. Две ветви власти друг друга не любили — у правозащитников тоже была целая куча обидных названий для ганджуберсерков, из которых самым нежным было слово «говнокуры».


Дело в том, что незадолго до развала Союза были серьезные стычки между гбшниками и ментами. Это намек на то. :))

Про верхнесибирский язык, откуда ноги растут, я у себя написала.
Ну и много еще чего, но самое интересное ведь как раз то, что все это неважно, даже если не все шифры можешь расшифровать.


По поводу онтологии, я бы еще добавила такую вещь. Мне кажется, что эта книга не то чтобы "более понятная", просто Вы, как и я, и как многие другие, следящие за его творчеством, привыкли плавать в этой воде, поэтому нам уже и кажется, что "попонятнее". Но тут еще такой нюанс - здесь уже не просто пост-модернизм, а пост-пелевенизм.

1 2