Больше рецензий

1 апреля 2020 г. 12:18

890

5 Прислушиваться к другим, а не приводить всех к единому стандарту

В особенностях религии многое является важным: разновидность ландшафта, географическое положение, политический тип правления, предыдущая этика народа, уклон культуры (литература, искусства) в какую – либо сторону. То есть каждый народ имеет свои особенности, даже если речь идет о всерелигии – христианстве. Игнорирование этого или сильное акцентирование этого ведет нас или к доминированию одних типов мысли над другими (богословие, построенное на идеях греческой философии) или к попытке отождествить версию христианства с неточностями со своей национальной идентичностью (армяне или египтяне).
В Иерусалимской Церкви сейчас около 90 % священнослужителей является или греками или арабами. Евреев в иерархию не пускают, но это сложилось давно, еще в 15 веке после взятия Константинополя в 1453г. Это период когда греки находятся под турками и их Церковь порабощена, у них не было той свободы как у РПЦ под монголами. Например, турки сами выбирали патриарха, и они старались выбирать тех, кто держал народ в повиновении у турков и не проводил идеи национального освобождения. Турки использовали Церковь для укрепления своей власти. Грекам сложно было перемениться, они привыкли к главенству и начали смотреть на всех христиан султаната как на своих подданных, тем более сам султан дал им это право. Они начали теснить Балканские Церкви, так как султан не вникал в вопросы христиан и греки навязывали свои позиции и там и в Палестине. Получается, христиане не поддерживали друг друга, а хотели кто подавления, а кто освобождения от этого гнета.
Как же должны были жить христиане? Ведь Церковь есть явление Небесного града? “Они живут в мире с религией той страны, где обитают. Нет у них родины, их родина – их учение. И Даниэль сказал даже с грустью – вот, Хильда, ведь и у христиан так должно было быть, так хотели. Только не получилось. А у друзов, выходит, получилось. Они принимают внешние законы мира, но живут по своим внутренним, незыблемым”
Греки увидели христианство, так как они хотели его увидеть. Возьмем Юстиниана, того кого называют сейчас Великим. Для него симфония – это единый организм в двух проявлениях: Церкви и государстве. Для Юстиниана нет разделения между одним и другим, так как он мыслил себя императором на определенной территории, где эти два понятия чаще всего совпадали, а если не совпадали, то тем хуже для тех, кто не подпадает в рамки преклонения перед Ромейским государством или Православной Церковью (то есть той какая нравилась Юстиниану). Если бы он был монофизитом или исповедал другую веру, то это был бы гонитель похлеще Диоклетиана, так как Юстиниан не терпел возражений и именно он определял и государственную и церковную политику. Встает вопрос: если царь печется о благочестии духовенства, а оно молится о царях Богу, то где тогда обычные люди? Они теряются на фоне беспокойств за глобальные планы и ничего доброго и полезного не будет, как бы Юстиниан и последователи его идей себя не обманывали. Если Юстиниановская симфония побеждает, то Церковь становится одним, пусть и главным, из аппаратов общественного авторитета и продавления политики правителя. Поэтому никто не будет возмущаться если будут гнать и сажать в тюрьмы людей, которые также верят в Христа, а язычников, которые никому не мешали будут высылать из страны. Юстинианом сейчас принято восхищаться, но когда речь заходит о нынешних гонениях на православных в Африке или арабских странах, то мы сразу же возмущаемся. Довольно двойственные стандарты. И симфония подразумевает внешнее подчинение, так как государству не требуется твое сердце и Церковь тогда начинает крестить ради внешнего эффекта, ради галочки и это приводит к огромным проблемам впоследствии. Он дитя своего времени, его не стоит судить по современным стандартам, но мы должны судить его идею по современным стандартам и для меня идея симфония – это главная проблема отступления Церкви, которая принесла ей вреда больше чем все ереси, так как ее сложнее распознать, это внутреннее изменение духа, которое опаснее чем внешние различия в вере у простых людей.
“Мне не нужна такая истина, которая уничтожает человека”
Императорам было сложно понять, что Церковь то, что никогда не встречалось в истории. Они применяли к ней старые Римские стандарты и считали, что без них духовное благочестие будет попрано. Но спасение души всегда во внутреннем расположении сердца, а намного легче переключиться на внешние дела и увлечься ими. Слава Богу, что они не считали себя проводниками Христовой воли, наместниками Христа на Земле, но видно как они или прямо или косвенно корректировали решения Соборов. Стоит только удивляться, что сами епископы чаще всего просили этого, поэтому тут вина не полностью на них, не надо представлять их некими Сталинами. Это проблема византийского мышления того времени и извращения идеи Церкви не от мира сего идеей симфонии государства, которая наиболее ярко выразилась при Юстиниане. Юстиниан уже епископ и внешних и внутренних дел, это очевидно. Он назначал всех патриархов, его тоталитарное желание навязывание власти не смогло коснуться только папы. И епископы для него были помощники в управлении государством, проводники его идей и исполнители декретов. Да здравствует симфония! Где тут соборность? Где тут действие Святого Духа, кроткого и смиренного? Мне видится неуемное желание власти и насаждение ее всеми мерами не исключая террора. А как назвать его постановления о том, какие должны быть епископы, богослужение, монастыри и монахи? А что насчет сжигания живых людей, братьев не только по Адаму, но и во Христе? Что насчет гонений и отнятия имущества? Как говорится, пусти козла в огород, он не только съест до чего дотянется, но и потопчет все остальное. Что угодно государю, то имеет силу закона. Но тогда где же аристократы, советники, генералы, народ? Нигде. Поэтому и империи очень зависели от личности правителя. А они были разные: от святых до самодуров, но лишь некоторые в смирении предоставляли Церкви полную свободу, что для меня и является одним из факторов плодотворной духовной работы с людьми, а не увязания в государственных делах.

Христианство выросло из Ветхого Завета. “Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля” Здесь две составляющие. “Из-за отсутствия евреев христианство теряет свою универсальность. Уход евреев – незаживающая рана христианства. Греческая, византийская составляющая во многом исказила сущность первоначального христианства”
Давайте будем честными, открытыми и смелыми, как и призывает Даниэль. Давайте видеть, что человек хочет прославлять Бога и радоваться, что он представитель своего народа, а не стыдиться этого. “Каково это - быть арабом. Особенно христианином и израильтянином. Немцем быть хорошо – немцы живут в стыде и покаянии. Не очень плохо быть евреем – весь мир ненавидит их, но ведь все знают, что они избранный народ. Но каково арабом! Каково принадлежать народу, который всегда обижен и всегда прав…” Как же часто мы этого не видим, как часто мы прячемся за русскость, идею сверх-избранничества за которой чаще всего скрыта обычная гордость и недалекость. Идея Святой Руси есть, она живет, но ей не должны подчиняться другие народы. “Интересно посмотреть, что останется в России от самого христианства, если вычесть из него язычество”

Наезды на догматику со стороны Даниэля понятны, но они не очень глубоки, хотя и интересны. Хотя, что мне понравилось, и я думаю, что Бог не спросит с него догматов, что он не учил других своим размышлениям, так как они было глубоко личны, он хотел жить по Евангелию и осуществлял это в жизни, а это для Творца дороже внешних знаний о догматах. “Я не понимаю, что греки говорят о Троице! Это греческие слова, греческие понятия, греческая поэзия. Какое лицо? Что такое лицо?” Это безмолвный крик многих и многих людей по всему миру… Иисус Христос – вот есть сердцевина веры, Бог Сын пришедший спасти нас от первородного греха и открыть нам рай. И пускай другие народы облекают спасительный подвиг в свои одежды, в свой тип богослужения, в свою поэзию и термины.

“Его христианский выбор – все время находиться в решающем моменте, в самой сердцевине жизни, испытывать боль и радость одновременно” “Наверно я ревнив не по разуму… Может я слишком еврей? Я знаю лучше чем другие? Нет, нет.. Все-таки нет! Просто я отчетливо видел, где Ты есть, а где Тебя нет”
“Даниэль был праведником. По – человеческому счету он потерпел поражение – после его смерти приход распался, и нет церкви Иакова, как и не было. Но, в некотором смысле, и Иисус потерпел поражение – сначала не понят своим народом и не принят, а потом принят многими, но не понят. А если был понят – где новый человек, новая история, новые отношения между людьми?” Как говорил о. Софроний, что Евангелие никогда не было проповедано в мире.
Тут, конечно надо быть осторожнее! Ведь «Приверженцы учения Софрония есть во многих крупных монастырях России (в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре; Сретенском монастыре (Москва); Валаамском монастыре; Оптиной пустыни и др.) и в других поместных церквях (греческой, сербской, болгарской, румынской). Все они действуют организованно, продвигая кощунственную канонизацию архимандрита Софрония и готовя путь к соединению православия с иудаизмом, конечной целью которого является ожидание машиаха. Тем самым они стремятся уничтожить Православие изнутри – подменить Христа велиаром. Будем молиться и положим посильные труды, да не будет этого с нами!» (Из статьи в интернете)
Эта книга похожа на произведения Достоевского, она не дает ответы, но ставит массу вопросов. Вопросов мучающих, вопросов проклятых, от которых нельзя так просто отмахнуться. Эта книга рождает мысль, но не отвлеченную, а сострадающую. И поэтому 10 из 10