Больше рецензий

31 марта 2020 г. 23:14

2K

5 "Для переживших великий блеф жизнь оставляет клочок бумаги..." (Иосиф Бродский)

Замечательная, написанная безукоризненным языком книга, в которой Александр Во знакомит нас с одним из самых богатых семейств Вены начала 20-го века.
Глава семьи, Карл Витгенштейн. Промышленник, бизнесмен, что называется "self-made man". Для своих детей (а их у него было восемь) он видел только одно будущее: продолжение дела, которое принесло ему процветание. Несмотря на то, что сам он в молодости постоянно бунтовал против отца, в том числе постоянно сбегая из дому (однажды его, попрошайничавшего у входя в кафе, узнал мэр города и передал родителям), от своих детей Карл требовал беспрекословного следования тому пути, который считал наиболее полезным для них. Никакие особенности характера и личные предпочтения во внимание не принимались. Карл упорно отказывался замечать, что его сыновья, такие разные, все творчески одарённые, непростые и интересные личности, схожи в одном: ни один из них не пошёл характером в отца, ни один не унаследовал его предпринимательскую хватку. Но глава семейства этого не замечал. И даже постигшие семью трагедии его ничему не научили...

Как сказал бы Оскар Уайльд: «Потерю одного сына еще можно рассматривать как несчастье, но потерять двоих похоже на небрежность».

От матери, Леопольдины, дети тоже не получали должного тепла и заботы.

Фрау Витгенштейн принесла жизнь в жертву мужу и своей престарелой матери, оставив восьмерых детей выкарабкиваться из душевной пустоты как придётся. ...Как следствие, все дети Витгенштейнов выросли закоренелыми одиночками, которым приходилось всю жизнь сражаться за то, чтобы построить и сохранить важные для них отношения.

Для дочерей Карла - Гермины, Хелены и Гретль, его деспотизм тоже оказался в какой-то мере фатален. Гермина так и не смогла найти спутника жизни. Гретль вышла замуж за человека, в котором её очень привлекали непредсказуемость поступков, взрывной характер и перепады настроения (ей казалось, отцовские черты). Но если у Карла такое поведение в какой-то мере было следствием живой работы мозга, то у избранника Гретль - симптомами психического заболевания, спустя годы поглотившего его целиком.
Это портрет Маргарет (Гретль) Витгенштейн, выполненный Густавом Климтом.
картинка BroadnayPrincipium
Самая большая часть произведения посвящена сыну Карла Паулю. Потеряв на Первой мировой войне руку, пройдя сквозь все тяготы плена и заточения в тюрьмах Сибири, этот невероятный человек, не мысливший свою жизнь без музыки, освоил игру на фортепиано одной рукой и достиг огромных успехов. Музыкальные критики писали о нём:

"Он царит над клавишами, над оркестром. Изумительны энергия и мастерство музыканта, который, если мы закроем глаза, вводит нас в заблуждение, и нам представляется двурукий пианист..."
На сцене он приковывал к себе внимание. Когда он играл нежно, то растапливал сердца всех, кто его слышал, а мощное, резкое, ударное фортиссимо - так раздражавшее семью, когда он музицировал дома, - превращало всё в захватывающий анархический спектакль в строгой обстановке большого концертного зала. ...Пауль мог купить путь к славе, но самоотверженностью, мастерством и артистичностью, достойными любого пианиста, он заслужил её.

Брат Пауля, Людвиг, ставший впоследствии одним из самых значительных философов своего времени, тоже был интересной и неординарной личностью, правда, гораздо менее приземлённой по сравнению с братом. Так, вернувшись из русского плена, Пауль пожертвовал один миллион крон на пошив шинелей для военнопленных (он на своём опыте понял, что австрийские шинели ни на что не годятся и в условиях сибирских морозов оставляют своим обладателям очень небольшие шансы на выживание). Философски же настроенный Людвиг направил такую же сумму на создание какой чудо-пушки, но проконтролировать использование средств не смог, и в результате все деньги пропали.
В книге нет диалогов, все чувства и мысли героев автор передаёт при помощи выдержек из писем и дневниковых записей. Несмотря на то, что это, скорее, мемуары, а не роман, "Дом Витгенштейнов" даст десять очков вперёд многим современным произведениям в части умения автора увлекать читателя, писать об огромном количестве действующих лиц и событий, при этом не перегружая текст.
Очень интересно Александр Во пишет о настроениях, царивших в умах австрийцев с началом Первой мировой. Так, мать семейства Леопольдина Витгенштейн, на тот момент уже потерявшая двоих сыновей и только что отправившая на фронт ещё двоих, расстраивается из-за того, что третий сын находится в Америке и не может принять участие в боевых действиях, защищая с оружием в руках честь Родины...
Проходят годы, на домах австрийцев начинают развевается флаги со свастикой, и автор переходит к тому периоду времени, которое вошло в европейскую историю как зарождение нацизма и приход к власти будущих "архитекторов Холокоста". Для семьи Витгенштейн наступают трудные времена, поскольку теперь их семья считается еврейской.

По иронии судьбы ненавистный флаг, который гестапо под угрозой ареста заставили Пауля повесить на Пале, те же безумные власти приказали снять на том основании, что жильцы теперь евреи и не имеют права его поднимать.

Теперь, чтобы добиться признания членов семьи хотя бы полукровками (Mischling), Витгенштейнам предстоит убедить специально созданное в Берлине бюро генеалогических исследований, ежедневно разгребавшее лавину "запросов на арианизацию" (!), в том, что их дед был незаконнорожденным сыном немецкого графа. В противном случае им грозило принятие официального статуса Volljuden (полных евреев) и следующие за этим более репрессивные законы. К концу войны это так называемое бюро, в котором работало порядка 120 человек в возрасте 20-30 лет, рассмотрит около 52 000 подобных запросов и одобрит менее 10 процентов из них.

Типичная безумная политика нацистской партии: в июне 1938 года висевшая на волоске безопасность человека, его дочерей, братьев, сестёр, племянников, племянниц и двоюродных братьев и сестёр зависела от того, кто с кем спал в январе 1802 года.

Какая сложная, невероятная жизнь была у каждого члена этой семьи, особенно у Пауля! И хотя порой у него опускались руки, а в голове начинали появляться "разрушительные" мысли, он смог в чём-то перебороть, пересилить себя и продолжать не просто жить, но жить достойно, личностно развиваясь, творя и самосовершенствуясь.

"Генерал! Воевавший всегда как лев,
я оставляю пятно на флаге.
Генерал, даже карточный домик — хлев.
Я пишу вам рапорт, припадаю к фляге.
Для переживших великий блеф
жизнь оставляет клочок бумаги."

Вот и Паулю, пережившему не один "великий блеф" в своей жизни (существование с деспотичным, подавляющим любые начинания отцом, мучительные поиски себя, потеря старших братьев, тяготы и ужасы Первой мировой войны, преследования нацистов и лишения Второй мировой), эта самая жизнь тоже оставила небольшой "клочок бумаги". Что же, время показало, что распорядился он им весьма достойно.

Комментарии


Спасибо большое за рекомендацию, добавлю в свой вишлист. Вы столько хороших вещей находите, хочется все то же прочитать. Я же наконец-то приступаю к "Семье Карновских". Поняла, что хочу читать обоих братьев Зингер на бумаге, поэтому заказала в книжном. Спасибо Вам за вдохновение. ))


Спасибо Вам! Очень надеюсь, что знакомство с Зингерами не разочарует. И да, музыка их произведений (особенно Исаака) лучше слышится при чтении бумажных книг.