Больше рецензий

31 марта 2020 г. 19:06

613

5

Переводчик "Шенны" Юрий Андрейчук в предисловии уже рассказал об этой книжке гораздо больше и лучше, чем могу я, так что спляшу совсем тезисно:

- удивительно, что практически на заре эпохи литературного модернизма появилось произведение, в котором сейчас можно найти черты даже постмодернизма и которое оканчивается как произведение уже метамодернистское («история продолжается уже после её поспешно объявленного конца» в метамодерне примерно главное, вот и тут: для Шенны история заканчивается разборкой с Чёрным Человеком, а потом он очухивается, ничего не понимает и уезжает, - у него самого будет какое-то продолжение, мы, читатели, его уже не увидим, зато мы знаем о случившемся чуть больше, чем Шенна); ещё удивительнее, что произведение это появилось в литературной традиции, которой, можно сказать, до этого произведения-то и не было: понятно, что выросло оно не на пустом месте, а на фольклоре, но это именно тот случай, когда круги по воде разошлись и в будущее, и в прошлое;

- про постмодернизм: "Шенна" - это сказка... То есть, это пьеса, основное действие которой и есть рассказывание сказки. И вся книжка движется на перебивании рассказчика разными вопросами, уточнениями и репликами, но, что даже важнее, ещё и разными приходящими слушателям в голову историями, случаями, байками и слухами. И все как-бы-помехи - полноценные и виртуозные участники этой литературы. Устами детишек, которым сказка сказывается и которые её прерывают, глаголет в данном случае никакая не истина, а просто коллективное ирландское сознание (возможно, стоит уточнить, что это не-городское сознание, но я тут не компетентен, может, оно и в Дублине такое же);

- а раз так, то всё это можно смело публиковать под рубрикой "Их нравы", только не вкладывая туда иронично-осуждающих интонаций, как то делалось при совке; потому что, правда же, их нравы - в полный рост. Можно было бы даже назвать это комедией нравов, кабы за термином не крылось уже нечто совершенно иное (типа "Горя от ума"), - тут всё-таки не сатира на высший свет или какие-нибудь пороки, а просто - вот, мол, смотрите, какие они все милые и увлекательные, хошь, не хошь, а похихикаешь.

- отдельно порадовало, что сюжет-то не так прост, как кажется поначалу. Потому что кажется, что раз Шенна раздаёт свои дурные деньги на милостыньку, то Чёрному Человеку с него и взять нечего будет, ан оборачивается всё совершенно не так и чем кончится в итоге - фиг знает (Шенна-то уехал, и чего там дальше?..)

И мне, наверное, нашлось бы, чего ещё сказать, но это уж будет совсем пересказ предисловия, так что умолкну про "Шенну".
---

Но считаю необходимым сказать, что первая инкарнация серии "Скрытое золото ХХ века" завершилась и завершилась на том же офигитительном уровне, на котором стартовала и жила все 11 выпусков до этого.
С чувством огроменной благодарности ко всем причастным ждём её новых красот.

Ваше здоровье!