Больше рецензий

30 марта 2020 г. 19:55

1K

4 Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов. Книга о писательском мастерстве.

Книга после прочтения оставляет приятное впечатление. Она содержит в себе как базовые советы так и примеры с подробным разбором текстов на различные темы.
Приемы, изложенные автором, на первый взгляд кажутся простыми и очевидными. Но в этом и заключается суть, которую Зинсер пытается до нас довести. Писать тексты понятными, убирать лишние, выбрасывать мусор, говорить со своим читателем простым языком.
Интересен тот факт, что книга не является художественной, но в ней выдержан ритм классического романа, с зачином (базовые правила), серединой (методы и жанры) и заключением.
Ниже привожу выдержки, которые я нашел занимательными.

Часть 1. Принципы
Взаимодействие
Каково это - быть писателем?
Писать совсем не легко и это далеко не всегда удовольствие. Это тяжелый и одинокий труд, и слова редко льются рекой. Работа над своим текстом - главное занятие пишущего человека. Профессиональные писатели переделывают свои фразы снова и снова, а потом переделывают уже переделанное. Профессиональный писатель должен ставить для себя рабочий график и строго соблюдать его изо дня в день. Писательство - это не искусство, а ремесло и что человек, бегущий от своего ремесла из-за нехватки вдохновения обманывает себя. Если ваша работа - писать каждый день, вы должны привыкнуть выполнять её как любую другую работу. Профессиональные писатели - работяги-одиночки, которые редко видятся с другими писателями.
На взаимодействии человечности и теплоты. Хороший живой текст не отпускает читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей. В первую очередь автор должен использовать свой родной язык так, чтобы добиться максимальной силы и ясности.
Простота
Вы не можете писать хорошо, если не будете вычищать каждое предложение, оставляя в нем только самое необходимое. Каждое слово, которое не несёт смысловой нагрузки, каждое длинное слово, которое можно заменить на короткое, каждое наречие, которое дублирует по своему значению стоящий рядом глагол - вот тысяча и одна примесь, ослабляющая силу предложения.
Мусор
"Сейчас" вместо "в этот момент". Мусором является любой тяжеловесный оборот, вытеснивший собой короткое слово с тем же смыслом. Мусор - это и доведенная до абсурда политкорректность. Мусор - это и официальный язык корпораций, которым они прикрывают свои ошибки. Остерегайтесь употреблять длинные слова, которые ничем не лучше коротких.
Стиль
Написанное надо сначала вычистить, а уж потом разукрашивать. Стиль есть отражение души.
Аудитория
Для кого я пишу?
Слова
Не давать повода повесить на себя ярлык халтурщика. Способ избежать этого - тщательно подбирать слова.

Часть 2. Методы
Единство
Есть только один способ научиться писать - для этого вы должны заставить себя регулярно заносить на бумагу или печатать на компьютере определенно количество слов.
Первая задача - выбрать местоимение и обеспечить его единство во всем тексте. Как вы собираетесь писать - от первого лица, как участник, или от третьего, как наблюдать? Затем нужно обеспечить единство времени. Следующий шаг - позаботиться о единстве тона.
Зачин и концовка
Самая главная фраза в любой статье - первая. В зачине должна содержаться вполне конкретная информация, объясняющая читателю, зачем написана ваша статья и почему её следует прочесть. Понемногу наращивайте напряжение. Каждый абзац должен усиливать предыдущий. Если вы готовы поставить точку, ставьте её. Если вы изложили все факты и передали идею, которую хотели передать, ищите ближайший выход.
Всего понемногу
Обходиться без пассивных конструкций.
Чем короче, тем лучше.
Большинство наречий необязательны. Не употребляйте наречия, если они не несут смысловой нагрузки.
Без большинства прилагательных также можно обойтись.
Хорошие авторы чаще всего питают симпатию именно к коротким фразам.
Тире используется ради двух целей. Одна - это усилить или оправдать во второй части предложения ту мысль, которая высказана в первой. Вторая цель подразумевает использование двух тире, между которыми в основную фразу вставляется дополнительная мысль.
Научитесь как можно скорее предупреждать читателя о любой смене вашей логической позиции пре переходе от фразы к фразе.
Не раздувайте события ради того, чтобы оно выглядело более диковинным, чем на самом деле. Забудьте о соперничестве и работайте в удобном для себя темпе.
Следите, чтобы абзацы у вас были достаточно короткими. Текст воспринимается визуально - глаз реагирует на него раньше, чем мозг.
Ваша задача - добиться цельности текста и сделать рассказ живым и динамичным.
Смело выбирайте тему по душе - тогда вы напишите о ней хорошо и увлечете своих читателей. Нет предмета , который покажется высшим читателям слишком специальным или слишком экзотическим, если вы будете писать о нем с искренней увлеченностью.

Часть 3. Жанры
Нон-фикшн как литература или хороша или плоха - все остальное неважно. А хорошая литература остается хорошей, какую бы форму она ни принимала и как бы мы её ни называли.
Как писать о людях
Человека надо уметь разговорить. Научитесь задавать вопросы, которые побуждали бы людей рассказывать о самом интересном и важном в их жизни. Если ваш собеседник своими словами говорит о том, что он думает и чем занимается, это всегда бывает невероятно интересно не только слушать, но и читать.