Больше рецензий

Andronicus

Эксперт

Записки с верхней полки метафизического плацкарта

30 марта 2020 г. 14:53

534

3 Марш на месте

Не прошло и десяти лет, а нет, постойте, прошло, и вот, наконец, в романе творческого тандема Успенкого-Лазарчука и примкнувшей к ним Андронати, забрезжил целостный сюжет, но есть один нюанс.
«Марш экклезиастов» заключительная часть трилогии «Гиперборейская чума» как и предыдущие книги, состоит из нескольких сюжетных линий, постепенно сплетающихся в единую историю. Главный сюжет, как и в первой книге трилогии, посвящен рассказу об эзотерических приключениях поэта Николая Гумилева в прошлом, настоящем и вневременном периоде. Параллельно с приключениями Николая Гумилева развивается история его сына - подростка, напоминающая лучшие образцы детской фантастики. Также в романе присутствует сюжетная линия продолжающая историю героев второй книги трилогии «Гиперборейская Чума». Еще одна сюжетная линия повествует о поисках проклятого города Ирэма двумя странствующими авантюристами: Дервиша Абу Талиба и монаха-бенедектинца Маркольфо. Отдельным лейтмотивом романа выступает ставшая вновь весьма актуальной в марте 2020 года тематика неизбежно надвигающейся катастрофы и последующий гибели старого мира, в таких моментах текст сильно начинает напоминать написанный годом ранее Быковский «Эвакуатор» К второй части романа большинство сюжетных линии сплетаются в единое повествование и изложение истории на некоторое время принимает «шкатулочный» формат и внутри одного сюжета возникает подсюжет рассказывающейся от лица персонажа главной истории. Одна из таких историй представляет собой пародию одновременно на творчество Маркеса и Кастанеды. А потом внезапно без всякого объявления войны в текст врывается турбореализм и все летит в тартарары.С романом начинает твориться немыслимое, основной сюжет намертво замирает и абсолютно перестает развиваться, зато появляется целая плеяда совершенно излишних побочных сюжетов, никак не влияющие на основную историю. Воскресшие немцы, братки, самураи-кровопийцы, Грааль, революция в Швейцарии, антипедофильский фронт, бессмертный шаман, некрономикон, партизанские отряды страйкболистов, пролетарская машина времени, ацтекские мертвые города, гигантские орлы, Ктулху, Доктор Ди, Алистер Кроули, Елена Прекрасная, может показаться, что все это части сюжета юмористической компьютерной игры про Петьку и Василия Ивановича или , но нет, это марш экклезиастов. Марш, участники которого подобно параду из анимэ «Парика» сметают и поглощают, едва зародившийся сюжет, на своем пути в тотальное и беспросветное никуда. Прочитав всю трилогию ,мне кажется, я, наконец, открыл главный секрет, спрятанный в этих книгах, заключается он том, что изначально у авторского тандема не было никакого плана и все идеи возникали в процессе написания романов. Все получилось случайно, случайно на роль главного героя авторами был избран Гумилев, случайно книги выстроились в трилогию, книга, по сути, заканчивается там, где приключение только должно начаться и можно было бы, продолжить эту историю еще в паре-тройке книг.
Вот таким получилось мое путешествие по миру «Гиперборейской Чумы». Жалею ли я о потраченном времени ,скорее да чем нет. К моему огромному сожалению, трилогия Лазарчука-Успенского в итоге так и осталась для меня не более чем жевательной резинкой, которую жевать, конечно, приятно, но при этом, чаше всего совершенно бессмысленно.
Судьба, судьба –великая обманщица.