Больше рецензий

innashpitzberg

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 декабря 2011 г. 19:28

3K

4

Меня заинтересовало упоминание об этой книге в предисловии к роману "Белый шум" Дона Делилло, который я совсем недавно прочитала. Наверное философия Бодрийяра действительно повлияла на Делилло, очень уж темы его работы пересекаются с главными темами романа Деллило.

Книга очень интересная, сложная и неоднозначная.

Бодрийяра называют философом пост-модерна. Пусть будет так. Я не очень-то разбираюсь в этой терминологии.

Философия для меня большое увлечение, но не специальность. Экономика специальность и большая любовь, а психология, опять же, большое увлечение.
Так что немудрено, что эту работу, в которой такое тесное сплетение философских, экономических и психологических идей, мне было читать особенно интересно.

Определение современного общества как общества потребления, глубокий структурный анализ общества потребления, теория потребления, такое интересное, и, в общем- то, логичное понятие, как Потребляющее Эго, понятие Метапотребления, различия в структурных моделях мужского и женского потребления - все это очень понятно и интересно изложено.

Реклама никогда не обращается к одинокому человеку, она рассматривает его в разнообразных отношениях, и даже тогда, когда она как будто касается его «глубинных» мотиваций, она всегда делает это зрелищно, то есть она всегда приглашает близких, группу, все иерархизированное общество в процесс восприятия и интерпретации, в начатый ею процесс производства желания.



Бодрийяр излагает свои теории, идеи, мысли очень четко и логично. С ним можно соглашаться или не соглашаться, но трудно его не понять.

Всякое размышление о потребностях покоится на наивной антропологии: на естественной склонности к счастью. Счастье, вписанное огненными буквами в рекламу Канарских островов или солей для ванн, – это абсолютная точка отсчета общества потребления; собственно, это эквивалент спасения. Но каково это счастье, преследующее современную цивилизацию с такой идеологической силой?



Третья, последняя часть работы, называется "СМИ, секс и досуг". В ней - очень интересный анализ массовой культуры, поп-арта, средств массовой информации и их влияния на людей. Есть отдельная глава про культуру Китча - тему, которой я очень заинтересовалась в последнее время.
Очень интересен анализ Медиума, как послания, включая Медиум рекламный.

В книге очень увлекательное Заключение, с интригующим названием "О современном отчуждении, или конец сделки с дьяволом".

Ну и еще много всего интересного.

Пересказать философский труд Бодрийяра трудно. Читать же его очень и очень интересно.

Существует сегодня вокруг нас своего рода фантастическая очевидность потребления и изобилия, основанная на умножении богатств, услуг, материальных благ и составляющая род глубокой мутации в экологии человеческого рода. Собственно говоря, люди в обществе изобилия окружены не столько, как это было во все времена, другими людьми, сколько объектами потребления.