Больше рецензий

Balywa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 марта 2020 г. 17:27

496

3

Цикл о Грегоре Надземном стал воплощением всех моих самых жутких кошмаров. С самого детства, представляя себе неведомое, скрытое от глаз, пытаясь проникнуть взглядом сквозь решетки вентиляции, сквозь сток раковины или ванны, сквозь трубу канализации я, затаив дыхание, представляла себе обитающих там монстров: огромных тараканов, мокриц, многоножек и прочую живность. Да, меня успокаивали, конечно, научные статьи в журналах, что насекомое физически не может быть крупнее нескольких сантиметров в условиях нашей среды обитания, но упрямая фантазия так и рисовала в темноте, выползшего отдохнуть противного огромного монстра, шевелящего усиками и непременно ползущего в мою сторону. А слова мамы о том, что они боятся меня больше, чем я их, улетучивались со сверхзвуковой скоростью стоило мне увидеть очередное ночное чудовище размером с горошину. В книге Сьюзен Коллинз все мои кошмары ожили, здесь тараканы, пауки, крысы достигают размеров взрослого мужчины, а иногда по описанию, кажется, что больше, ведь не каждый взрослый мужчина способен унести на своей спине подростка и маленького ребенка, или летучую мышь такого размера, что она с легкостью переносит пятерых крупных особей не важно кого. Опять же воображение, подкрепленное фантазией автора разгуливается до невероятных размеров.
Действие всех пяти книг происходит в основном под Нью-Йорком, на глубине то ли сотен метров, то ли нескольких километров, от книги к книге эти данные были расплывчатыми. Главный герой - десятилетний мальчик Грегор. Его семья бедна, живут они в небольшой квартирке, более или менее дружно. Обеспечивает семью мама. С детьми, папой и старенькой бабушкой маме помогает Грегор, очень послушный, совестливый, ответственный мальчик. Его сестра Лиззи - пугливая, ранимая, математически одаренная девочка 8-ми лет почти все время проводит в лагере, а вот малышка Босоножка - ей 2 года, пучок энергии, неугомонное создание разделит с братом все приключения в Подземье.
Подземье - огромный мир, где обитают перечисленные выше твари и люди. Люди воюют с крысами, а все остальные либо поддерживают одну из сторон, либо сохраняют нейтралитет. Люди в основном воины, их город поражает красотой и величием, кроме защиты своих владений, они что-то выращивают и охотятся. Все это в кромешной тьме, в помощь им лишь огонь и факелы. Этот факт тяжело представлялся мне лично. Были моменты, где читатель будто наблюдает за героями. Четко прописано окружение, выражение лиц, шерстинки на спинках, отлив панциря, брызги воды и прочие визуальные эффекты, но стоит вернуть себя к реальности и вспомнить, что освещается все это тусклым светом дешевого фонарика из супермаркета, который принес с собой Грегор, как картина меркнет, тускнеет, краски блекнут и представить себе эти отблески, шерстинки и брызги становится очень тяжело. Об это я часто спотыкалась во время чтения. Сюжет будто сам по себе, свет сам по себе.
Искать логику в романе нет никакого смысла, но я часто попадалась на этот крючок. Книга со слов Сьюзен Коллинз написана для младших школьников и придираться к мелким нестыковкам не стоит, другое дело, если цикл сплошь нестыковка. Это печально. Пугает смесь "книга для младших школьников" и обилие кровавых сцен в романе. Кровь здесь хлюпала, чавкала, по ней скользили ноги, в ней утопали руки, она щекотала своим запахом ноздри, будоражила разум, одежда слипалась от крови, кровь запекалась на волосах, ранах, есть сцены с описаниями смерти, например, погребение заживо зубастиков под кипящей лавой, они барахтались, кричали, звали на помощь и все это на глазах у героев. Очень много смерти для детских книг.
Идея для всех пяти книг выбрана вполне эпичная, тяжеловесная такая. Грегор - великий Воин, спаситель, он предназначен подземным самой судьбой. Есть таинственные и туманные пророчества, которые Грегор и исполняет из книги в книгу. Причем, если взять первое пророчество, то не исполни его Грегор, не вступит в действие второе, третье, а последнее пророчество так вообще результат предыдущих косяков героев. В связи с этим, автор просто мастерски перечеркивает все, что было до, обесценивает это и у нее в каждой части получается все, что было до, было зря. На этом фоне эпичность идеи лопается, как мыльный пузырь, влспринимается несерьезно и отношение к происходящему у читателя складывается соответствующее.
Теперь о самих героях. Грегор очень странный персонаж. И вроде бы он отважный, смелый, готов жертвовать собой ради мира Подземья, но при этом он нытик. Он постоянно с кем-то прирекается, ведет себя, как обиженный мальчик, возможно потому, что он мальчик и есть, но от героя всегда ждешь больше героизма. Грегора постоянно бросает из крайности в крайность, любит он и прихвастнуть, и жертвой себя ощутить, и похоронить себя, и пожалеть, ну ни капли мужества. Единственный его плюс, на мой взгляд, любовь к сестре, забота о близких. Вот тут заложены глубоко моральные ценности.
Его сестра Босоножка меня раздражала на протяжении всех их приключений. Титул принцессы тараканов, на мой взгляд, сомнительное удовольствие, даже если тебе всего 2 года и тебя называют "босоножкой" отнюдь не в честь того, что ты любишь гулять с босыми ногами, а в честь одноименной обуви. Дети 2 лет чрезвычайно милы и очаровательны, но маленькая тараканья принцесса стала для меня камнем преткновения. Она сборник крайностей. Вроде и послушна, но капризна, вроде умна, но ведет себя глупо. Странно писать такое про двухлетнего ребенка, но не воспринималась она обычной двухлеткой. Она испортила все, что можно испортить, съела все, что можно съесть, замучала бедного таракана и других обитателей Подземья, но при всем этом была максимально мила, аж до приторности. Ее роль в приключениях сводилась к тому, чтобы водить за собой тараканов, но тараканы нужны были лишь потому, что про них написано в пророчестве, более весомого действия автор для них не придумала. Чему научила меня эта парочка? Ничему. Таракана жаль, Босоножка раздражает, хвала терпению и человечности таракана.
Максимально злили меня взрослые Подземья. Настолько беспомощные, ничтожные, они все время опускали руки, пожимали плечами, отворачивались и уходили, все на плечах детей. Где опора? Ведь они должны ею быть.
Из положительного дружба героев, их взаимовыручка, крепкие узы.
Понравилась мне миссис Кормаци, второстепенный персонаж, но она самая адекватная, на мой взгляд. Могла бы на картах Грегору погадать, можно было ее вплести в сюжет и повесомее, но нет, она просто помогает и создает эту видимость опоры.
Есть в романе и любовная линия. В пятой части она раскрывается, но мне наблюдать за этим было неловко. Фотографии, взгляды, охи, вздохи, это все хорошо, но не дальше, дальше конфуз. Мне кажется, когда сама автор описывала любовную сцену, она понимала, как это глупо выглядит, потому что после этого пошел слив всего остального. Дальше портить уже было нечего и кончилось все так, как кончилось. И самое удивительное, что к этому моменту, мне уже было все равно, чем это закончится. Я просто пожала плечами, хорошо, пусть так, ни возмущения, ни эмоциональных всплесков, никак. Такая же и концовка. Никакая.
Книга детская, читается легко. Стала бы я советовать ее детям? Нет, я бы и сама не хотела читать такое в свои 8-10 лет, слишком кровожадно, мелко, спутанно даже для детского возраста. Для более взрослой аудитории книга тоже не сильно подходит, уж больно она наивная и простая, несмотря на обилие кроваво-смертельных сцен, здесь возмутительно много нелогичных моментов. Общее ощущение после прочтения, что в большинстве случаев, все происходящее в романе было зря, напрашивается вывод: может и книги были написаны зря.

Книга прочитана в рамках игр Собери их всех, 5В3Т, Долгая прогулка (бонус марта 2020), Школьная вселенная.