Больше рецензий

29 марта 2020 г. 17:09

739

4 Спойлер Идея шикарная, но концовка испортила всё

Долго не могла определиться, какую оценку хочу поставить повести. Для меня плюсов и минусов в этом произведении наполовину (может быть, второго чуточку больше), и в целом работа оставила двоякое впечатление. Начну, пожалуй, с хорошего.

Мне было интересно наблюдать за тем, как раскрывается тема произведения. Куприн открывает перед нами обзор на повседневную жизнь солдат, нарочно акцентируя внимание на неприглядных сторонах. Когда читаешь о жестокости и бессмысленной злобе, царящей в русской армии, невольно содрогаешься от отвращения. Особое место занимает идея о бессмысленности дуэли. Она находит свою кульминацию в финальной речи Назарова. Никакие понятия о чести и достоинстве не оправдывают убийства. Что может быть достойного в том, чтобы лишить человека самого ценного – радости жизни? В более обширной категории ужасы войны противопоставляются созидательной силе искусства и науки, а отношение к людям, как к «пушечному мясу» - ценности индивидуальности.

На протяжении всей истории мы наблюдаем за развитием личности подпоручика Ромашова. И его прогресс заметен невооруженным взглядом. Поначалу он производит впечатление очень нерешительного, мечущегося человека, и этим сильно раздражает. Затем, по мере того, как изменяется его отношение к службе, он начинает проявлять сильные стороны. Из молчаливого «винтика» в машине армии он вырастает в самостоятельного человека, который способен мыслить независимо. Сначала я подумала, что он будет внушать неприязнь на протяжении всей истории, как Печорин из «Героя нашего времени». Но в проблесках его воли видно стремление к хорошему будущему, и я, сама того не замечая, начала надеяться на это будущее для него.

Отдельно хочется отметить то, как точно Куприн описывает переживания героя. Некоторыми абзацами он «попадает в яблочко», улавливает чёткое ощущение, которое читатель и сам раньше испытывал, но не мог подобрать для него слов.

Теперь о том, что мне не понравилось. Сам язык у Куприна не тяжелый, но иногда встречаешься с целой очередью эпитетов, нанизанных на одно слово. Такое ощущение, что вместо одного-двух ёмких описаний он использовал пять-шесть поверхностных и расплывчатых. Понятно, что это особенность авторского стиля, но мне было утомительно продираться через заросли прилагательных и наречий.

Любовная линия, по моему мнению, притянута за уши. Иронично, что в аннотации к моему экземпляру книги есть выражение «захватывающая любовная интрига». Мне же эта интрига показалась неуместной. В противоположность Ромашову, Шурочка не раскрыта и выглядит картонкой. От снисходительности и явной насмешки к герою она в два счёта переходит в стадию «влюблена по уши» и кидается Юре на шею. Ни мотива, ни объяснений. Ромашов в её присутствии превращается в преувеличенно-романтичного героя. Конечно, можно это списать на его молодой возраст и якобы сильную влюбленность, но очень уж он шаблонный и бестолковый в этой роли. Создается впечатление, что их связь была написана наспех, лишь бы дать Николаеву повод обозлиться на Ромашова.

И, само собой, концовка. На фоне всех описываемых событий она показалась мне смазанной и будто бы обрубленной. С одной стороны, описание смерти Ромашова в форме сухого и безликого рапорта выглядит органично. Это интересный ход на контрасте с тем, как воспевается сила личности в рассуждениях Назарова и Ромашова. С другой стороны, всё произведение нас будто готовят к исходной битве между «добром» и «злом» в контексте истории, то есть между здравым смыслом и беспочвенной жестокостью. А в итоге – тыкают носом в тупик. Как мне показалось, беседа с Назаровым в лодке должна была оказать ключевое влияние на Георгия. Эта глава получилось очень сильной, убедительной, полностью раскрыла идею произведения. Далее идёт быстрое и скомканное свидание с Шурочкой. Она просит его не отказываться от дуэли, и Ромашов, недолго думая, забывает обо всех своих идеалах и мчит на верную смерть. И что? И зачем? Погиб ради вечной любви, что-ли? А зачем тогда было развивать тему ценности жизни и личности?

В общем, четверку я поставила чисто из-за уважения к идее повести и к русской классике в целом. Многие аспекты истории меня разочаровали, и мне так и не удалось их понять.

Комментарии


На мой взгляд, из всех дореволюционных классиков-прозаиков именно у Куприна самый красивый язык. Достоевский тяжеловесен, Толстой прост и одновременно зануден, а вот Куприн... я до сих пор помню, как он описывал игру солнечных лучей и процесс заваривания чайника в "Яме".