Больше рецензий

TozziCrownless

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 марта 2020 г. 00:58

698

3

Посетила меня идея почитать книги, по которым поставлены спектакли, что я посмотрела. Оперы особенно. Начало было положено в январе – «Макбет» Шекспира.
«Дама с камелиями» на слуху у многих, написанная на её сюжет опера Травиата не сходит с мировых сцен, сейчас и балеты появились на ту же тему. Так что рано или поздно надо было познакомиться с оригиналом.
Ну, что сказать. Наверное, в литературе позапрошлого века считалось хорошим тоном обессмертить девушку нетяжелого поведения. И эти веяния времени показаны ещё в начале. После смерти знаменитой содержанки на аукцион в её доме собирается весь Париж, каждому охота хоть ноготком прикоснуться к дольче вита и заиметь что-нибудь на память. Дюма-отец, конечно, маэстро, его романы читаются легко и увлекательно, но дарование сына поскромнее, и значительно. Хотя повествование о любви куртизанки и юноши из буржуазных кругов – это не приключенческий роман.
Арман не понравился совершенно, неврастеник, эгоист и вообще ни рыба ни мясо. Когда герой-любовник постоянно рыдает и страдает, это начинает сильно напрягать. Маргарита получилась гораздо привлекательней, как описывается, она из очень простой семьи с примитивными нравами, но какие-то знания она получила уже в процессе общения с поклонниками, поэтому производила хорошее впечатление при общении, имела доброе сердце и вообще была хорошим человеком. Ну не повезло барышне с биографией, так уж сложилось.
И ещё больше ей не повезло повстречаться с Арманом. Клянется в вечной любви вперемешку со сценами ревности, постоянно мотает нервы, рассказывает как он бедный страдает, причем знает что Маргарита тяжело больна. А как он изводил её после разрыва – это было так гнусно и мелко, что просто слов нет.
Причем в «Травиате» такой оскорбительный момент был всего один, а здесь треть книги об этом. То есть даже на аффект нельзя списать – сживал со свету планомерно и методично. Ну чувства ж у него, оскорбили бедняжку, бросили. Если оперного тенора мне обычно хочется прибить табуреткой, то книжный Арман – это полный треш.
Показательно, что влюблённые читали «Манон Леско», тема сильно перекликается, как мне показалось («Манон» не читала, только оперное либретто осилила, и сказала что я такое не ем и слушать не пойду)
Самый трогательный момент – это письма, что Маргарита писала незадолго до смерти. Пока могла, сама, а затем их писала служанка. Кстати, видела одну постановку «Травиаты», где несколько из них прозвучали перед началом действия. Действительно до слёз.
Я уже говорила, что это не «Три мушкетёра»? Очень затянуто, сентиментально, постоянные слёзы и истерики главного мужского персонажа. Раз пятнадцать повторялось, что Маргарита тратит 100 тысяч в год, и у неё долги, но надо же как-то жить – лошади, слуги, наряды, бриллианты, капризы. Можно и с первого раза понять, зачем на каждой странице об этом. .
Думаю, что если бы Верди не написал «Травиату», которая занимает одно из лидирующих мест по количеству спектаклей (подробности не помню, но в первой тройке точно находится), то книгу вряд ли бы сейчас помнил кто-то, кроме специалистов.

Книга прочитана в рамках игры "Книгомарафон"