Больше рецензий

28 марта 2020 г. 00:42

127

4 Неоправданные ожидания

Я давно хотела познакомиться со взрослой версией писательницы Джоан Роулинг, но всегда думала, что начну со "Случайной вакансии", а мои руки сами потянулись к "Зову кукушки".
Не могу сказать, что повествование увлекло меня с первых страниц: вначале казалось, что Роулинг пытается нагнать лишнего нуара и этой странной, знакомой каждому атмосферы детективных фильмов 30-40-х годов (Хамфри Богарт и все дела).
У меня очень неоднозначные ощущения вызвал главный герой - Корморан Страйк (грузный и угрюмый мужчина с очень тяжелым жизненным багажом за плечами), но буквально через пару страниц я смогла принять правила и этой игры. А вот его помощница - Робин так и осталась для меня слабо прописанной. Будто тень или робот в идеальном костюме и очках, которая просто должна быть рядом с главным детективом по канону.
Еще мне не совсем удачным кажется первое дело Страйка: огорчает завязка детективной истории, построенная на смерти девушки из шоу-бизнеса, все эти звезды, современная богема. Роулинг словно пытается писать о мире, в котором совершенно ничего не понимает. Наверное, все дело в том, что я ждала чего-то менее приземленного. После волшебных историй Роулинг ты открываешь ее книгу и ждешь чего-то неординарного, а там все настолько...человеческое. С обычными людьми. Страниц двадцать потребовалось на то, чтобы смириться с этим.
Наверное, из-за того что роман вначале продавался от имени мужчины, а написала его все-таки женщина, в нем есть ряд совершенно глупых и абсурдных ситуаций. Например, в самом начале меня просто убивало размусоливание темы с ударом по груди Робин. Дело в том, что Страйк во время знакомства сшиб ее в коридоре и случайно ударил по груди. И не просто по груди, а по левой. К чему эта детализация на несущественных мелочах, неужели Роулинг думала, что так она придает "мужественности" своему стилю или сюжету? И я бы пропустила это и забыла бы, но эту тему зачем-то растянули на пару страниц и потом еще в конце главы Робин все задавалась вопросом, нет ли синяка на ее левой груди? Ну камон, зачем вообще вписывать эту деталь и рассказывать, что у нее там синяк? Чем важна эта деталь? Чем она украшает повествование? Зачем писатель заостряет на этом такое внимание?
А ещё у меня много вопросов к литературному стилю. То ли Роулинг в некоторые моменты писала на кокни, то ли у переводчиков разыгрались воспоминания о дворовой юности, но иногда в книге проскакивали такие фразочки и словечки, смысл которых я так до сих пор и не узнала.
Некоторые примеры менее странного, но все же странного разговорного стиля:

"Страйк испытывал к Робин симпатию, благодарность и даже (после разыгранного ею спектакля) восхищение, но не страдал ни плохим зрением, ни ослабленным либидо, а потому всякий раз, видя ее за компьютером, вспоминал, что она чертовски аппетитная девчонка".

"Губы Марлен Хигсон, сжимавшие сигарету "ротманс", мелко морщились и смахивали на кошачий зад".
(И этот человек подарил нам любимую историю о волшебниках!)

Но, даже если смириться с невозможностью поверить в то, что этот роман написан мужчиной, несмотря на странные пассажи вроде "его живот был похож на огромный волосатый кокос", роман всё равно очень затягивает. Не могу не отметить, что Роулинг здорово удается передавать эмоции и характер героев, а еще она отлично описывает обстановку и быт своих персонажей: например, я чувствовала какую-то вселенскую усталость, когда читала о жизненных условиях Страйка и сильное одиночество, когда речь шла об умершей девушке-модели. И я не могу промолчать об обложке: вроде бы в ней ничего особенного, но то ли сочетание цветов, то ли силуэт, идущий по лондонским улицам, то ли ее материал безумно притягивали меня каждый раз и буквально заставляли снова вернуться к истории.
В целом, после прочтения впечатления очень смешанные. С одной стороны, это было интересно. С другой, я ждала хотя бы какого-то экшена в конце, ну и более неочевидную разгадку что ли.
Роулинг часто обвиняют в том, что в ее сюжетах без конца появляются "рояли в кустах". Так и здесь финальная беседа Корморона со злодеем казалась какой-то необоснованной. Он просто озвучивал свои догадки, а злодей спрашивал "Так где доказательства-то?", а Корморан отвечал "Ой, подожди, все будет". В общем, для меня немного не хватило какой-то грандиозности финалу. Обидно, когда преступником оказывается тот, на кого думаешь с самого начала.

Канал на Youtube