Больше рецензий

26 марта 2020 г. 21:46

193

4 Лёгким движением руки детектив превращается…

Увы, довольно часто случается так: садится учёный, всю жизнь писавший научные труды и монографии, за фикшн, а на выходе получается всё та же монография или сборник статей.

Читая вроде как художественную книгу историка, литератора и журналиста Кирилла Кобрина, невольно вспоминаешь: кесарю — кесарево, а божие богу. Потому как «Поднебесный экспресс» — это, конечно, книга «о любви, смерти и о будущем» (как заявлено в аннотации), но никак не роман, а сборник философски-литературных эссе на заданную тему. В качестве темы у Кобрина классический литературный детектив, намёк на который проглядывает даже в названии, с поклоном в сторону старушки Агаты Кристи. Но… никакого детектива, на самом деле, нет.

Нет, ну формальный детективный сюжет в «Поднебесном экспрессе» ухватывается — Кобрин не стал мудрствовать лукаво и лёгким взмахом пера очертил несколько убийств, которые происходят в поезде, следующем по маршруту «китайский город X — Лондон». И даже под самый занавес «романа» представил разгадку и прямо указал на убийцу. Такого экшна хватило бы в чистом виде на пять-шесть страниц. С описаниями персонажей и их разговорами в поездном ресторанчике под разного рода горячительные напитки наберётся ещё страниц тридцать.

Всё остальное в книге отдано эссеистическим заметкам обо всём на свете. Ох уж эти заметки от человека сверхначитанного, имеющего своё мнение по каждому вопросу бытия. Тут тебе и размышления о сущности детектива с детальным описанием возможных вариантов «кто кого того, зачем и почему». И многостраничные рассуждения о смерти в разных её видах с философичным описанием ада, в котором люди как бы проживают свои жизни. Есть и откровенно литературные заметки, в особенности вокруг явно любимой автором книги «Опытов» Монтеня. Всё это перемежается чисто игровыми вставками в виде, к примеру, пародии на китайский театр, и прочее, прочее.

Много чего намешано, разноцветно до ряби в коктейле под названием «Поднебесный экспресс». Голову от которого однако не вскруживает от слова совсем. Можно написать Агату Кристи с подмигиванием Роб-Грийе — бери, дорогой товарищ, постмодернизм бонусом, не пожалеешь. Но вот реально написать под Агату Кристи в экспериментальном стиле интеллектуального романа сложновато. Да и нужно ли, по большому счёту? Всё же Библия в данном случае не ошибается: Кириллу Кобрину лучше оставаться в научных рамках любимой истории и литературоведения, а формульную литературу пусть пишут другие.

Литературный портал Textura