Больше рецензий

Kumade

Эксперт

не колишній — цілком реальний "перт"

25 марта 2020 г. 21:04

3K

5 В среде подмены цели средством есть место для цветочных сред

Обожаю новеллу вообще и французскую в частности, которая, на мой взгляд отличается одновременно изяществом и непритязательностью, простотой и нетривиальностью. Анри Труайя и Марсель Эме однозначно в числе любимых представителей этого жанра. А за новеллистику Моруа как-то до сих пор не брался — всё откладывал на потом, хотя имел некоторое представление о стиле автора и был уверен, что он не может не понравиться. Но в последние пару лет я активно ликвидирую подобные долгосрочные планы — и вот, наконец «оптичен» и этот пункт. И разочарования, как и предполагалось, не наступило — даже наоборот!

Новеллы, составившие этот сборник, очаровательны и каждая в отдельности, и составляют единое целое, остроумно и ярко иллюстрируя несколько актуальных для автора моментов. Да и не только для автора — актуальных вообще. Подмена творчества видимостью творчества, глубокомысленная помпезность китча, контраст между произведением искусства и банальностью его предпосылок, показушность, снобизм и сделка с собственными принципами. Эти темы в разной пропорции появляются то в одной, то в другой истории, представая каждый раз в новом ракурсе. Но только ли сферы искусства это касается? Отнюдь! Радиус их проникновения намного шире, проходя и через психологию отдельных лиц, и через межличностные отношения. А чем ещё должно быть искусство, как не художественным отражением действительности. И хотя мы знаем и латинский догмат о том, что оно состоит в том, чтобы скрывать искусство, и базаровское утверждение «делать деньги, или нет более геморроя» — но ведь всё это не цель, а средство. И что бывает, если средство подменяет цель, как раз и показывает автор. И главная тема, проходящая буквально через все новеллы — тема масок, которые нам приходится носить, мимического и нравственного дресс-кода в человеческом стаде.

Вы всерьез думаете, что людям надо почаще сбрасывать маски? А я так, напротив, полагаю, что все человеческие отношения, если не считать редчайших случаев бескорыстной дружбы, на одних только масках и держатся. Если обстоятельства иной раз вынуждают нас открыть вдруг всю правду тем, от кого мы привыкли ее скрывать, нам вскоре приходится раскаяться в своей необдуманной откровенности.

Но испытывание стыда за собственную откровенность и сентиментальность — тоже маска, навязанная обществом. А вот, например, цветам подобное попросту чуждо — и потому они «прекрасны без извилин». Хотя тоже могут быть если не маской, то неким символом «безмасочности».

На свете всегда будет существовать романтика для того, кто ее достоин.

Пусть даже лишь раз в неделю, по средам…

Прочитано в рамках Книгомарафона (Тур 88).