Больше рецензий

bastanall

Эксперт

Литературный диктатор

17 марта 2020 г. 16:21

748

4.5 Иногда жизнь подводит порядочных людей

***
Начну с двух моментов, которые обычно откладываю напоследок, — с перевода романа и исполнения аудиокниги. Перевод отличный: атмосферный и точный, и я смогла его оценить, даже не слыша примечаний, не видя текста и не пытаясь разобраться в этимологии некоторых имён (этим я занялась после чтения и нашла таким образом лишнее подтверждение). А вот аудиокнига в исполнении Кирилла Головина для меня оказалась ужасно неудачным открытием.
Это самое тяжёлое место отзыва, моя читательская боль и стыд, — поэтому-то и хочу разделаться с этим побыстрее. Отличный перевод книги, хороший сюжет, интересная героиня — всё теряет значение на фоне озвучки. Я могу назвать её ужасной, но тут надо уточнить: ужасной именно для меня, ведь кому-то другому исполнение может даже понравиться. Люди разные. Тем более что чтец обыгрывает голосами непохожих по характеру персонажей, читает в хорошем темпе, внятно, без ошибок. Но мне совершенно не понравился ни голос (он постоянно отвлекал от книги, потому что я постоянно представляла, как сжимаю горло его обладателю), ни интонации (пусть и разные для разных персонажей, но всё-таки не позволяющие составить ясное представление о них), ни отсутствие примечаний (коих в тексте было много). Это — индивидуальное прочтение Головина как исполнителя, и по-своему не плохое; но оно настолько идёт вразрез с моим ви́дением романа, что убивает мне всё удовольствие от книги. Редактура (реже), перевод и исполнение аудиокниги (чаще) могут явственно передавать личный взгляд специалиста на авторский текст, и не всегда от читателя что-то зависит. Но в данном случае я всё равно хочу попытаться: если у вас есть возможность, не слушайте аудиокнигу. Лучше почитайте «Железную хватку» в бумаге или на ридере — поберегите нервы.
***
А почитать книгу стóит. Книга отличная, с умом написанная. Взять хотя бы гениальное противопоставление героев по способу заработка. Вот посмотрите на бандитов Дикого Запада вроде того же Тома Чейни, которому хочет отомстить героиня, — такие как он грабят, воруют, убивают ради каких-то жалких денег. А вот посмотрите на Мэтти Росс, которая честным трудом (точнее, честно торгуясь и честно одалживая под проценты) зарабатывает те же самые деньги как порядочный белый человек. И в том, как будущая капиталистка гонится за подлым бандитом, можно даже углядеть метафору на всю историю США. Это эпоха Дикого Запада, детка.
И кстати. Даже о такой казалось бы непреложной вещи как время действия главная героиня говорит с иронией. Мэтти Росс уже предчувствует новую эпоху, новые времена, новый век — век денег и технологий, а для нас ирония заключается в том, что «Железная хватка» — самый что ни на есть натуральный вестерн: с бандитами, погонями и перестрелками, только на бумаге. Я обожаю вестерны, поэтому бралась за книгу с затаённым удовольствием. И, в принципе, ожидания оправдались, хотя не совсем так, как планировалось (да, иногда книги подводят порядочных людей). Я ожидала чего-то старого, старой вражды, старых бандитов, старых принципов чести и понятий о долге, однотонных персонажей, предсказуемые преступления, кровавую месть. А получила зарисовку нравов преступного мира на срезе уходящей эпохи, героев со сложными характерами, психологическую продуманность, не история — а настоящий образчик силы духа и многогранности. Никакой беллетристики, чистое искусство.
***
Больше всего меня поразила главная героиня. Мэтти Росс — важная отважная девочка, которая умеет стрелять из револьвера и прекрасно считает деньги, разбирается в бизнесе (уж каким бы он ни был в то время), добивается своего любыми средствами — шантажом или грамотно составленным предложением, от которого невозможно отказаться. В 14 лет такая девочка, не моргнув глазом, отправится на поиски убийцы отца, а двадцать-тридцать-сорок-или-сколько-там лет спустя — будет прекрасно зарабатывать одной левой, писать исторические обзоры и мемуары (например, ту же «Железную хватку»), ухаживать за немощной матерью и практически гордиться тем, осталась старой девой. И знаете, если взглянуть на ситуацию с позиции нашего времени, то Мэтти Росс — чертовски интересная героиня. Страшно представить, какой крутой она должна была казаться в 1960-е годы.
(Забавное самонаблюдение: это уже вторая книга в марте, где главная героиня без смущения величает себя старой девой (и благодаря им обеим я выучила новое слово — «spinster», посмотрим, пригодится ли), и третья книга в марте (из трёх прочитанных), где главной героиней является девочка-подросток. Клянусь, я не специально, оно само! Но что-то в этом есть: благодаря «Железной хватке» я поняла, насколько бесполезной была главная героиня в книге Майкла Маршалла Смита, и какой огромный смысл вложил в свою героиню Чарльз Портис).
Да, героиня выглядит как идеал, в неё трудно поверить: практичная барышня, которая отлично разбирается в политике, экономике, знает историю, умеет быть жёсткой и добиваться своего, неплохо стреляет, хорошая наездница и так далее, и тому подобное. Персонаж непривычный как для Дикого Запада, так и для мира женщин. Но — почему бы и нет? Тем более что вся книга вертится вокруг личности Мэтти, её поступков и желаний. В конце концов, даже быть старой девой — это тоже выбор личности. И он вовсе не унижает героиню, наоборот — придаёт её образу красивую логическую завершённость. Да, всё это от начала до конца может быть выдумкой, в которую трудно поверить, но ведь может и не быть? Отчего бы однажды такой женщине и не существовать? А уж в романе её образ выведен просто мастерски. Можно не верить, но нельзя оторваться от Мэтти и закрыть книгу.
***
Я этого совсем не ожидала от книги. Как минимум, меня поначалу смущало, что женский персонаж написан мужчиной (как максимум: аудиокнига была озвучена тоже мужчиной, и это убивало меня). Сперва книга мне не очень понравилась, и я слушала её, сдерживая разочарование. И это — Дикий Запад? Но под конец ситуация выправилась, и я стала ценить атмосферные вставки как важную часть романа. И чем больше времени проходило с момента прочтения, тем яснее я понимала, что во всём виноват чтец: он произвёл на меня плохое впечатление, которое я неосознанно перенесла и на книгу. Книга тоже отчасти виновата: всё-таки американская литература — это не моё, и я уже давно обещаю себе исключить её из круга чтения.
(Думаю, американская литература — как будто мёртвая, консервированная (не путать с консервативной), любой новорождённый роман выпускается уже будто с истёкшим сроком годности. В последнее время я постоянно, дочитывая очередной «американский бестселлер», морщусь и думаю: «ну что за американщина». И только потом начинаю анализировать, что же мне не понравилось в книге. И часто оказывается, что виноваты типично американские литературные приёмчики, которые успели набить оскомину во множестве низкосортных книг, да так, что у меня развилось предубеждение, и даже хорошее чтение я могу упустить, предвзято «морщась»).
***
Лишь пару дней спустя я смогла оценить произведение Портиса — так сказать издалека. И теперь склонна понять безумную любовь Тартт к этому роману. Это литературное произведение искусства. Его не примеряешь на свою жизнь — это чистое искусство; не примеряешь личность главной героини на себя, но вместе с ней и её попутчиками переживаешь подлинное приключение, не выходя из комнаты, — а в этом и заключается смысл искусства. Драма или комедия, развлечение или глубокие страдания — всё это в каком-то смысле приключения духа. И искусство помогает всем, кто отправляется на их поиски, поэтому-то нельзя сказать, что дóлжно читать только высоко духовные книги и грешно читать книги заради развлечения. Всё одно, всё едино, всё — искусство. Такие книги как «Железная хватка» открывают на это глаза. Что ж, и порядочным людям иногда изменяет восприятие, но надеюсь, что впредь мне удастся избежать поспешных суждений. Хотя это не отменяет решения читать поменьше американской литературы. Всё же то, что на рынке переводной литературы преобладают американские романы самого разного качества (часто низкого), пагубно влияет на мои вкус и восприятие. И исключение в виде «Железной хватки» лишь подтверждает правило.

Лампомоб 2020, со совет огромное спасибо Elena_Yadzuro
«Царь горы 2.0»

Комментарии


Какая прекрасная рецензия, и очень рада, что книга доставила удовольствие!


Спасибо)))
И спасибо за такое неожиданное открытие - очень понравилось)).