Больше рецензий

17 марта 2020 г. 09:15

166

4.5

Каким образом у японской писательницы в середине 50-х годов получился роман, который так резонирует со многими нашими (а только ли?) современными реалиями? Или просто эти реалии стары как мир и просто со временем обрастают современной оболочкой?

От того, с какой отстранённостью и сдержанностью Фумико Энти фиксирует все изломы судеб женщин семьи Сиракава, ужас их положения, их борьбу и страдания, смешанные с покорностью и жертвенностью, становится еще страшнее. И, кстати, эта покорность не вызвала у меня такого неприятия, как было, скажем, с главной героиней "Ребекки" - здесь дело не в какой-то там слабости характера, а в самом обществе, "системе" и в моральных нормах, которые существовали сотни лет и в условиях которых вынуждены жить и существовать герои. И поэтому женские персонажи могут вызывать непонимание (особенно с точки зрения современных европейских женщин), жалость, удивление и восхищение, но не неприязнь.
А на фоне этого, в то же время старая Япония с ее устоями, нормами, абсолютной всесильностью мужчин, которую так точно олицетворяет "цитадель" (прежнее название перевода романа на русский - "Цитадель") семьи Сиракава, постепенно уходит в прошлое. И пусть эти перемены не столь стремительны, как иные революции, но как неизбежно освобождение Томо от своего всесильного мужа, так и неизбежны эти перемены в обществе.