Больше рецензий

Kinokate911

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 марта 2020 г. 20:16

2K

3.5

"Мы все желаем самовыразиться. Никто не хочет быть забытым" - написал Чак Паланик в "Дневнике", а потом в "Призраках" показал, насколько может быть мелочным и низменным это желание. Автор почти по-толстовски говорит о том, что все счастливые люди счастливы одинаково, а каждый несчастный человек несчастлив по-своему. И вот, чтобы запомниться, чтобы люди тебя полюбили, стали о тебе говорить, чтобы получить свою минуты славы, человеку необходимо иметь свою ужасную, леденящую душу историю, из которой так и сочится боль.

Этим и занимаются герои произведения - 17 писателей, оказавшихся запертыми под одной крышей. Потому ли их 17, что в нумерологии это число обозначает активное вмешательство высших сил в судьбу человека, или же всё это случайность - неизвестно. Собираются-то они с, казалось бы, благой целью - написать свои шедевры. Но вся ирония в том, что нет ничего интереснее, чем сама жизнь. Поэтому и заняты эти герои мыслями, как бы понесчастнее выйти из этой ситуации, какие страдания испытать, как посильнее себя изувечить, лишь бы продать историю подороже, лишь бы рейтинги росли и не падали.

На самом деле Чак Паланик в этой книге занимается тем же самым, пытается описать всё происходящее, как можно более мерзко, чтобы привлечь внимание читателя. В общем-то, та же спекуляция на эмоциях читателя, которую отчаянно желают пустить в ход его персонажи.

Повествование строится достаточно необычно и поначалу выглядит кашеобразно. Основная линия, которая местами превращается в сюр, перебивается отдельными рассказами каждого героя о нелёгкой судьбе. И вывод из этих историй, что жизнь ни разу не простая штука. Хотя, конечно, размышления о смысле жизни вместе с острой иронией над обществом потребления не всегда сочетаются.

А секрет популярности любой рассказанной истории автор тоже определяет достаточно просто - это естественное желание человека подсматривать за чужой жизнью. Возможно, писатель, пишущий о писателях, - это сообраз читателя, слишком серьёзно воспринимающего книжного персонажа.

Иронично, сатирично и саркастично рассказывать о том, что быть счастливыми не модно и скучно - это здорово. Но когда в какой-то момент тебе слишком серьёзно начинают доказывать, что мир - дерьмо, хочется ответить: "Да я знаю". И лучшие шутки здесь не те, которые нарочито выставляются напоказ, в которых все должны узреть остроумие автора, а те, которые стоят в сторонке, как яркие диваны, обтянутые леопардовыми шкурами, но покрыты паутиной, прекрасная аллюзия.