Больше рецензий

s_Yasu

Эксперт

Адепт тайного общества эпичного фэнтези

14 марта 2020 г. 16:16

1K

5 Жизнь прожить - не поле перейти


Жизнь входила в сознание как нечто суровое и требующее постоянной работы для того, чтобы очистить ее от грязи, сукровицы и обмана и увидеть во всем великолепии и простоте.

Ах божечки, как же пишет Паустовский! Как будто мазками рисует картину.
Он пишет простыми словами, без пафоса и прикрас, с нежностью описывая те годы и себя, юного, наивного и глупого. В начале книга довольно легка, но чем дальше тем более становится беспокойной, где то печальной и более одинокой.
В беспокойной юности он рассказывает о студенческих годах, выпавших на первую мировую и до революции. Из Киева Константин переехал в Москву, учиться. Он полон мечтаний о писательстве, утопает в юношеских мечтах.
Его двое старших братьев на фронте, что отчасти снимает розовые очки и уменьшает наивность автора.
Как же все-таки написано! Я прямо чувствовала при чтении, как постепенно взрослею с автором, как на первой работе устаю от людей, как стыжусь перед раненными того, что не воюю, как пафос войны испаряется при встрече с передовой в Польше.
Паустовский поступает служить в санитарный поезд и со свойственным ему мастерством описывает тяжелую физически и морально работу в операционной санитаром.
Он сознательно стремится впитать в себя как можно больше впечатлений и быть в центре в событий с одной целью:

С гимназических лет я настойчиво думал о писательстве. Все перемены в жизни казались мне подготовительной школой для этого. Надо входить в жизнь, не брезгать ничем, - только так может накопиться жизненный опыт, создаться та кладовая, откуда я буду брать пригорошнями мысли, сюжеты, образы и слова.

И отправляется в санитарный отряд, где сталкивается напрямую с последствиями войны, с беженцами, голодом.
Хочу сказать, что читать в 2020 году про черную оспу, довольно иронично.
Вторая половина книги, после того, как автору было отказано в работе на фронте, посвящена народным настроениям. Той струне что дрожала в диком напряжении и в итоге лопнула.
И тень Распутина лежит на всех разговорах, на каждом воровстве, на каждом стоне раненного и каждом плаче женщины.
Однако! С каждой страницей я все больше влюбляюсь в Паустовского, в его язык и описания россии, и людей вокруг него. В каждом он пытается описать светлое зернышко.