Больше рецензий

10 марта 2020 г. 19:55

5K

5 «Мой ласковый и нежный зверь»

картинка Ludmila888

Считается, что Чехов не написал ни одного романа, но у него всё-таки есть «Драма на охоте», о жанровой природе которой до сих пор ведутся споры. Это единственный роман Чехова и первый роман в мировой литературе (задолго до Агаты Кристи с ее «Убийством Роджера Экройда»), где убийцей оказывается повествователь. Такой небывалый сюжет был открыт именно Чеховым и гениально им исполнен. Сам же Антон Павлович нигде и никогда не упоминал это произведение и даже не включил его в прижизненное собрание сочинений. Поэтому с абсолютной уверенностью мы не можем говорить о целях, преследуемых Чеховым при написании «Драмы на охоте». А стилевое разнообразие произведения, являющееся признаком высокого мастерства его автора, затрудняет выяснение истинных намерений писателя. Некоторые критики считают «Драму на охоте» пародией на газетные уголовные романы, читатели которых далеко не всегда были подготовлены к восприятию более серьёзной литературы. Но лично мне ближе версия, что Чехов, маскируя своё творение под газетный роман-фельетон, пробовал силы в жанре классического романа, вступая в перекличку с русской классической литературой.

Летом 1884г Чехов получил диплом врача и начал принимать больных в земской больнице. В этой работе он находил, по собственному признанию, "массу беллетристического материала". Но всё это уже не годилось для юмористических журналов, к которым Антон Павлович терял интерес. В августе 1884г началась публикация романа в газете «Новости дня» (которую Чехов называл «Пакости дня»).

Жанр газетного уголовного романа, в котором написана «Драма на охоте», был необычайно популярен в то время и имел свои устойчивые традиции: например, подписывать его рекомендовалось только псевдонимом, а в названии обязательно должно было присутствовать слово "драма". Но в 1884 году Чехов стоял уже неизмеримо выше газетных романистов и, несколько нарушая традиции, согласно которым изображение преступления было единственной целью, писатель отводит главным моментам романа (преступлению и следствию) только 40 страниц из 180, пытаясь, прежде всего, отыскать философские, общественные и моральные корни преступления.

На мой взгляд, главный герой Камышев – очередной так называемый "герой нашего времени", начисто лишённый способности любить, но с удовольствием играющий в любовь (чтобы избежать скуки, а заодно самоутвердиться и самооценку повысить) и мимоходом разбивающий чужие жизни. Омертвение души, чёрствость сочетаются у этой психопатической личности со склонностью к разрушительным эмоциям, доводящим себя же до состояния неконтролируемого аффекта. Спокойная и тихая жизнь – не для нашего героя, он к ней совсем не расположен и не стремился, темперамент у него другой. Камышев, наоборот, нуждался в постоянных эмоциональных встрясках, риске, адреналине. В его собственных мыслях прослеживаются явные садистские наклонности: «Мир с его жизнями приводил меня в восторг, я любил его, но в то же время хотелось придираться, жечь ядовитыми остротами, издеваться…». А в беседе с доктором Камышев невольно, сам того не желая, поставил себе точный диагноз – «попал в психопаты». У такого человека спокойной жизни в принципе быть не может. «Психоз, батенька!» - говорит о себе Камышев редактору газеты.

В романе охотятся на птиц. Но в промежутке между куликом, добитым Камышевым, и им же убитым попугаем тоже не обошлось без убийства с добиванием. Ведь сначала бравый охотник Камышев добил кулика, а чуть позже, по его же словам, «взял и добил» Оленьку: «Я схватил маленькое, гаденькое существо за плечо и бросил его оземь, как бросают мячик. Злоба моя достигла максимума... Ну... и добил ее... Взял и добил...». Правда, Ольге повезло меньше, чем кулику, так как нерадивый охотник добил её не до конца… «"Взял и добил" — было сказано так же легко, как "взял и покурил"»... У Камышева была очень подвижная, неустойчивая психика. Согласно высказанному им же мнению, «жизнь есть сплошной аффект». И убил он в состоянии аффекта.

По роману был снят фильм «Мой ласковый и нежный зверь». На мой взгляд, такое название достаточно точно характеризует Камышева. Когда ему нужно, он может казаться нежным и ласковым, при этом оставаясь в глубине души хладнокровным зверем, способным на убийство. Но фильм снят именно по мотивам «Драмы на охоте». У Чехова Оленька была белокурой и пухленькой, что совсем не соответствует внешности Галины Беляевой. И герои там лишены многих своих отрицательных черт, о которых мы читаем у Чехова. Всё как-то представлено в розовом свете. И дело здесь не только в харизме актёров. Видимо, таким был замысел режиссёра. У Чехова Камышев эгоистичен, не искренен, агрессивен, жесток, бессердечен, не способен на душевную близость и длительные отношения. Причём перечисленные качества являются явными признаками психопата - человека с антисоциальным расстройством личности. Но в фильме он наделён благородством и сочувствием. А Наденька Калинина (истории отношений которой с Камышевым и с графом помогают лучше понять сущность этих двух героев-мужчин) и влюблённый в неё уездный доктор Вознесенский (устами которого Чехов даёт психологическую характеристику личности Камышева) отсутствуют в фильме вообще. Нет там и убийства важного свидетеля.

картинка Ludmila888

Хоть поведение Оленьки (как в романе, так и в фильме) и сложно назвать безупречным, но я бы, наверное, не стала бОльшую часть вины перекладывать на юную девушку. Надо ведь учитывать, что юность – пора ошибок, иллюзий и заблуждений. А вот при оценке поступков взрослых и умудрённых жизненным опытом мужчин уже следует применять несколько иные мерки. Спрос всегда больше с того, кому больше дано. А в отношениях людей со значительной разницей в возрасте бОльшую ответственность, как правило, несёт тот, кто старше, так как он обычно опытнее и умнее.

Конечно, ответ на вопрос о виновности зависит от конкретного взгляда на сложившуюся драматическую ситуацию. С юридической точки зрения, ответственность должен нести, безусловно, Камышев. Если бы уголовное преступление совершил Урбенин, то Оленька назвала бы его имя Камышеву во время допроса перед смертью. Пощадить она могла только любимого человека. По большому же счёту и по высшим соображениям, «конечно, преступник есть продукт общества, и общество виновно» (А.П.Чехов «Драма на охоте»). А если сфокусироваться на конкретных участниках событий (трое мужчин и одна девушка), то каждый из них усердно вплетал свои звенья в цепочку причинно-следственных связей, приведшую к трагедии.

«Трудно понять человеческую душу, но душу свою собственную понять ещё трудней» (А.П.Чехов «Драма на охоте»).

Комментарии


Браво! Отличная рецензия! Спасибо.


И Вам спасибо за внимание! )))


А как тебе такая точка зрения, что это некое исследование поиска женщиной себя в этой жизни?
Вот я вижу Оленьку, как некий вариант гоголевской Агафьи Тихоновны. Если бы она смогла свести в одно своих трёх мужчин...
Урбенин обожествляющий - может дать ей официальное положение.
Карнеев потребляющий - может дать ей желаемое ею содержание
Камышев - альфа-самец - может дать ей страсть....
Была бы она существом более пошлым, ей бы хватило и первых двоих, но ей было нужно большего от жизни - ей была нужна страсть. В поисках страсти она подошла слишком близко к источнику опасности. Но, если первые двое - представители материального начала, третий - объект идеальных запросов.
И её смерть не столько преступление, сколько в первую очередь самое логичное решение той жизненной западни, в которой оказалась Оленька. Тут и тень Анны Карениной, и Ларисы Огудаловой...


Очень интересная точка зрения, мне она нравится!
Есть над чем подумать. Спасибо!


А кому-то агрессивно не понравилось :)))


Возможно, это просто ошибка. Просто кто-то вместо "плюсика" случайно нажал на "минус". Предлагаю считать, что именно так всё и было.)))


"Пакости дня"- отличное название для современных новостных программ.


Я думаю, что не было в истории человечества других времен, когда это название не было бы актуально :)


К сожалению трудно с Вами не согласиться)


Как пишет Д.Рейфилд в своей книге "Жизнь Антона Чехова", этот первый и последний чеховский роман печатался в скандальной газете "Новости дня" с августа 1884г по апрель 1885г и оплачивался по три рубля за номер. Однако деньги доставались автору редко. Сестра Маша, которую Антон Павлович отрядил для выбивания гонораров из главного редактора Ликсперова, часто возвращалась с билетом в театр или парой брюк, пошитых портным редактора.)


А вот что Рейфилд пишет о самом романе:

«"Драму на охоте" незаслуженно недооценивают. Как и два года назад, Чехов прибегнул к пародии на мелодраму с её аристократами, прозябающими в своих упадочных поместьях, роковыми красавицами в красном и плетущими интриги поляками. Однако роман вышел замечательным – он не только превышает по длине все прочие чеховские произведения, но и предвосхищает сюжеты Агаты Кристи: следователь Камышев, который подтасовал факты, чтобы найти обвиняемого, сам разоблачается (очевидно, благодаря смекалке редактора "Новостей дня") как убийца, а в мистических пейзажах российского юга угадываются декорации "Чёрного монаха" и "Вишнёвого сада". Рассказанная Чеховым история поэтична, оригинальна и вместе с тем не лишена элемента скандальности».


Да, сочная пародийность в нем есть, и именно ею воспользовался Лотяну, когда снимал свой фильм. Он делал всё для усиления аляповатости, фильм вытащил Янковский и вальс :)


Хотела в ответном комменте (здесь) вальс добавить, но не получилось почему-то. Пришлось новую ветку им открыть.)


Да нет, название устарело. Теперь можно назвать "Мерзости дня"))


Единственная вещь у Чехова, которую никогда не хотелось перечитать. И фильм не видела, и не буду смотреть. Хотя написано великолепно.
Мне больно. Сам факт, что мужчина отнимает жизнь у женщины гораздо слабее себя, неспособной защищаться, вызывает бессильную ярость. Это какая-то подлая трусость, по-моему. Человек понимает, что проиграл по всем фронтам, и поэтому включает "зверя", применяет физическую силу. Отвратительно.


Да, поступки Камышева отвратительны. Мне кажется, что продиктованы они были неконтролируемой яростью и немотивированной агрессией, укоренёнными в его неустойчивой психике. Ведь он не включал "зверя" сознательно и обдуманно, его действия были компульсивными, навязчивыми и единственно возможными для его патологического типа личности. Будучи психопатом, герой, наверное, и не мог поступить иначе. Хотя этот факт, конечно, нисколько его не оправдывает и не освобождает от ответственности.


Трудно сказать, включает психопат зверя сознательно, или тот выскакивает из него бесконтрольно. Но я понимаю, что вы хотите сказать. Не повезло женщине! Наверное, рассматривая поведение Камышева с этой позиции, я смогла бы снова перечитать "Драму на охоте". Спасибо!


03:06

В моем личном топе инструменталок советского кино - 1 место, второе у вальса из "Берегись автомобиля" )


Я было совсем засомневался, Камышев ли ее убил. И теперь сомневаюсь.. Надо перечитать, чтобы свои аргументы высказать))


Очень интересно будет выслушать Ваши аргументы, если, конечно, после прочтения Ваше мнение по поводу убийцы не изменится.)


Между прочим, да - не забываем, что Камышев - он же еще и писатель. Он запросто мог изменить любую деталь истории, а мог вообще всё придумать, включая убийство. А если Камышев - это Чехов? В одной из своих вариаций, тем более, ранний Чехов, еще далеко не до конца выдавивший из себя раба и все остальные тёмные оттенки его богатой личности...


Ну, мне кажется, что это уж вряд ли. Чехов всё-таки никогда не был психопатом. Наверное, к Антону Павловичу ближе другой персонаж - уездный врач Вознесенский, дающий психологическую характеристику личности главного героя. Тем более что во время написания "Драмы на охоте" Чехов как раз начал работать врачом после окончания университета.

Кстати, характерная особенность писателя Камышева – неумение писать коротко и просто. Его роман поражал редакцию "длиннотами и небрежностью в литературной отделке", которые приходилось устранять. С сестрой таланта краткостью Камышев явно не дружил, в отличие от Антона Павловича.


Неоднозначно...
Быть или не быть психопатом... можно много чего чувствовать в себе, особенно человеку над собой работающему, знать и упреждать своих демонов, или представить что будет, если выпустить их на волю. И длинноты с небрежностью как раз могут указывать на второе - тёмное - я...


Ну, да, с этим можно согласиться. Но всё-таки Оленьку кто-то убил. Если даже предположить, что убийства в реальной жизни Камышева не было и оно выдумано им как писателем, то всё равно должен быть виновник смерти героини в этой придуманной истории. Я склонна считать, что это сделал Зиновьев, с которым Камышев себя отождествил (всерьёз или шутя). А ты как думаешь?


Ну, конечно, Камышев - это сама очевидность.
Но, если задуматься о силе искусства, ведь Камышев мог с умыслом провоцировать редактора, полагая это за классный маркетинговый ход для издания своей повести.
Это тот случай, когда точку ставит сам читатель. Тем Чехов и отличается от Толстого, что оставляет простор для смыслов и трактовок :)


Да, не зря же Чехова называют неуловимым и неисчерпаемым…


В романе охотятся на птиц.

Вплоть до того, что фамилия героини - Скворцова.