Больше рецензий

10 марта 2020 г. 15:30

261

5 Что питает Гиганта

Книга начинается сразу с постановки главного вопроса, прозвучавшего в прологе после гениальной музыкальной премьеры, показывающей развитие человека от каменного века до гигантских машин.
"— Удивляет одно — что приводит к появлению существ вроде этого Гиганта? Что его
порождает? Наследственность формирует
его... окружение его отшлифовывает и доводит до завершения... секс его пробуждает...
Но есть кое что поважнее. Это то, что его питает."

Кто же этот Гигант? «Они не видят, что настоящий Гигант – та крошечная фигурка, Человек. Личность. Человек, который преодолел каменный век и железный. После того, как рухнет и умрёт цивилизация, он продолжит путь сквозь ещё одну эру. Ледяную.» А ещё Гигант это человеческий гений, порождающий искусство. Но что его кормит?

После постановки вопроса нам рассказывают историю человека, который станет Гигантом. Или Гигантом станет его гений? Дальше постараюсь обойтись без спойлеров, так как за них больно бьют.

Книга поделена на пять частей, пять периодов становления гения. Начинается история Вернона, главного героя, с шикарнейшего описания детства. Настолько точные описания людей стоит поискать. С первого появления мамы я поставил диагноз и он оказался верным. Всю книгу мама вела себя, как ТП, истеричка, очень поверхностная женщина. Вообще, женские образы здесь это нечто. Но, об этом позже.

Часть, посвящённая детству наполнена юмором настолько, что после некоторых моментов мне звонили из Китая, просили смеяться потише. И они же заставляют задуматься. Например, мой любимый диалог:

«— Я пойду в рай... я пойду в рай... и прямо
к Богу, прямо к нему пойду и скажу: ты
ужасный человек, я тебя ненавижу!
– Вряд ли Всемогущий обратит внимание
на то, что болтает гадкий мальчишка. Вин-
ни, подай, пожалуйста, вон те ножницы.»

А чего стоит папа Вернона? Тонкий тролль, абсолютно спокойный вежливый человек. Единственный, кто немного понимает мальчика.

Именно первая часть заставила меня читать до конца. Остальные части кажутся чуточку слабее. В них нет того очарования, меньше юмора, однако, местами проявляется глубина мысли, как например:

«— Божья воля! А что, если Божья воля не совпадает с комфортом? Ты ничего не знаешь о Боге, иначе ты не говорила бы так, будто легонько похлопываешь Бога по спине, чтобы он сделал твою жизнь легкой и удобной. Знаешь, какая фраза из Библии меня всегда пугала? «Этой ночью душа твоя будет призвана от тебя». Когда Бог потребует твою душу, надо, чтобы эта душа у тебя была!»

В книге шикарно прописаны женские образы. Четыре  женщины, повлиявшие на жизнь Вернона.
Мать: как я уже писал, истеричка, поверхностная женщина, но, есть один нюанс. Она вышла замуж по любви, а папа Вернона женился по расчёту. Понимание, что её не любят, никак не могло способствовать появлению человеческих качеств, а наоборот, усугубило диагноз.

Джозефина: кузина Вернона, с детства та ещё неформалка. Вечно куда-нибудь вступит, не в дерьмо, так в суфражистки. Любительница бедных несчастных мужчин, любительница их пожалеть и подарить любовь. На самом деле очень добра ко всем, даже к тем, кто этого не стоит. Как мне кажется, один из любимых типажей писательницы, так как в книге «Вдали весной», которую я читаю сейчас, есть очень похожая героиня, только постаревшая.

Нелл: любовь Вернона, с которой знакомы с детства. В детстве проявила себя исключительно, как кукла. Про неё сложно писать, чтобы не заспойлерить весь сюжет. Неоднозначная девушка. С одной стороны довольно поверхностная. Тут можно вспомнить маму Вернона и передать привет дедушке Фрейду. Однако, в отличие от мамы главного героя, не является истеричкой и способна на поступки. Только к поступкам её нужно даже не толкать, а тянуть паровозом.

Ну и Джейн: моя любимая героиня и, как мне кажется, любимая героиня писательницы. Кто она? Кем приходится Вернону? Извините, я обещал не спойлерить. Но, она просто чудо. Абсолютно трезвый взгляд на вещи, некоторый цинизм, очень здравые рассуждения. Да, слова про Божью волю, приведённые мной выше, звучат из её уст. Самоотверженная, очень проницательная, кладезь мудрости. И промежуточный ответ на главный вопрос книги даёт именно она. А ещё из её уст звучат слова, которые неплохо бы знать каждой женщине. Просто на всякий случай:
«Женщина может быть бедной и счастливой при необходимых качествах. Чувство юмора, толстая кожа и самое ценное качество - самодостаточность. Ты будешь настаивать, что наличие рая в шалаше зависит от степени чувств. Пойми, это в куда большей степени проблема умственного кругозора.»

Такая богатая палитра женских характеров. А вот мужских только два. Это главный герой, про которого сложно написать, чтобы не заспойлерить и его друг еврей родом из России Левин. Левин немного стереотипный еврей с тонким вкусом и умением обращаться с деньгами.

После прочтения книги у меня всплыла строчка из Летова: «А свою любовь я собственноручно
Освободил от дальнейших неизбежных огорчений». Нам дали исчерпывающий ответ на вопрос, чем человек кормит своего Гиганта, какой же он хлеб великанов.

Здесь жалко всех. И всех женщин и Левина и главного героя. В школе нам говорили, что комедия это когда смешно, а трагедия, когда все умирают. Уже после школы я где-то прочитал, что трагедия это когда сталкиваются две правды. Здесь правды не то, что бы сталкиваются. Они трутся друг о друга, причиняя кому-то лёгкий дискомфорт, а кому-то настоящую боль.

Не обошлось без недостатков. Главным недостатком я считаю наивность некоторых сюжетных ходов, особенно сюжетный поворот, созданный для приближения развязки. Когда книга наконец отпускает и можешь трезво размышлять, хочется воскликнуть: «Что? Вы это серьёзно?» Я не могу описать то, что меня возмутило без спойлеров. Скажу лишь, что Лермонтов, у которого Печорин вечно случайно оказывается под нужными окнами и узнает случайно нужную информацию по сравнению с совпадениями в этой книге просто гений логики, но и Лермонтова И Мери Вестмакотт мы любим не за логику и реализм, а совершенно за другое.

Книга НЕ рекомендуется любителям фантастики, экшена, детективов и прочих приключений.

Настоятельно рекомендуется всем, кто любит годную прозу, яркие объёмные реалистичные характеры и, разумеется, любовь.