Больше рецензий

9 марта 2020 г. 22:30

260

4 Хорошая книга-середнячок

Книга, о которой я хочу написать, вполне подходит для чтения, когда нужно скоротать время, например, на отдыхе. Это достаточно крепкий детектив-середнячок, в котором нет заковыристости более маститых авторов, но который достаточно увлекателен, чтобы удержать внимание читателя.

Начнем с того, что «Тихий человек» не претендует на смешение жанров, не пытается выставить себя драмой, а характеры главных героев не слишком заботят автора этой книги. Основное здесь – загадка, охота на преступника, на убийцу. Отмечу, что главные герои-детективы не служат в полиции, но автор – Джеймс Кэрол – придумывает для них работу на миллионера, таким образом, снабжая их практически неограниченными ресурсами, а для героини – бывшей полицейской – придумывает связи с коллегами, дабы дать ей доступ к дополнительной информации. Так что у Джефферсона и Лоры руки никак не связаны, и действовать в этой книге они могут свободно, чем и неоднократно пользуются.

Из интересного и оригинального здесь, пожалуй, сам процесс распутывания истории и поиска истины, который вовсе не идет гладко и по накатанной. Поначалу у героев не получается ровным счетом ничего, и ничего стоящего найти они не могут. А дальше история их поисков становится похожа на применение дедуктивного метода, когда все больше используются косвенные улики и вовсе догадки, основанные на простых предположениях. Важно при этом, что удача улыбается паре героев далеко не сразу, и «выстрелов в молоко» в этом расследовании не счесть.

Как ни странно, при относительном отсутствии интереса к психологизму, автор подводит героев к разгадке путем понимания ими, точнее, даже одним из героев – Джефферсоном Уинтером – характера и особенностей преступника, а стадия охоты на преступника целиком и полностью оказывается завязанной на понимание характера убийцы. Вместе с тем, по-настоящему понять убийцу и как-либо его оправдать, либо хотя бы залезть в его сознание Кэрол не пытается: он не показывает ситуацию с точки зрения преступника, как не дает его реальной мотивации, кроме того, что говорят наши детективы. Преступник здесь объект, и субъектом он не становится ни в какой момент времени.

Несмотря на определенные достоинства описания расследования, как не сразу улыбнувшаяся героям удача или та же ловля преступника, некоторые моменты все равно выглядят нелогичными, например, спорное решение в финале книги при выборе приманки, скажем так. Обоснование, почему именно так, кажется притянутым «за уши». Как несколько надуманным кажется описание того, почему убийства преступник совершает так и никак иначе и в таком антураже. Многие логические выводы героев срабатывают, однако нельзя не отметить, что это выглядит сугубо как везение, и не более того. Почва, по которой ступают герои, очень зыбкая.

Немного стоит сказать о главном герое – Джефферсоне Уинтере. Дать своему детективу сложное прошлое выглядит, как минимум, хорошим тоном для писателя, пишущего детективы. В случае с Джефферсоном это прошлое – его происхождение как сына серийного убийцы, что многократно повторяется в книге. Казалось бы, какой замес. Этот момент, по идее, должен как-то подтолкнуть к мысли, что в самом герое есть некое затаенное зло, которое помогает иначе взглянуть на происходящее. Более того, у героя есть талант профайлера, пусть и реализованный в книге достаточно скупо: как описание того, как могла бы чувствовать себя жертва или преступник. Однако эти описания выглядят так, будто вставлены «для галочки»: мы не видим реального перевоплощения героя в тех, кого он представляет. Скажем, у Донато Карризи в серии о Маркусе и Сандре тот самый Маркус обладает тем же талантом, и пусть у Карризи есть всего лишь одна сцена, когда он его применяет, но описана она гораздо эффектнее, ибо описана как перевоплощение в другого человека, а не просто как изложение происходящего от его лица.

Надо так же сказать, что подход к внешности Джефферсона тоже достаточно спорен: полностью седые волосы для молодого человека не новость, и выглядит этот ход достаточно вторично. Сам же персонаж не вызывает серьезной симпатии, как и антипатии, он, пожалуй, не имеет яркой индивидуальности. Хотя периодически он проявляет себя чересчур хладнокровным и безразличным, даже жестоким и не интересующимся вопросами морали. Это ярко проявляется в его разговорах с пострадавшими мужьями, когда он буквально и не понятно, зачем, расковыривает их раны, или даже по отношению к прочим людям. Людей он использует для достижения целей. Очень спорный персонаж.

Говоря же о Лоре, хочется отметить, что важна она как источник информации, в первую очередь, как обладатель связей. Она интересна как жертва обстоятельств, жертва СМИ и как человек, неспособный отказаться от своего прошлого и жить дальше. Впрочем, все равно героиня остается больше функцией, чем человеком, взаимоотношения с Джефферсоном сугубо сухие и деловые.

Также немного о названии – «Тихий человек». На мой взгляд, абсолютно необоснованное. Собственно, некий смысл названия раскрывается ближе к концу, однако он не настолько важен, чтобы выносить его в заголовок. Название должно как-то отразить сущность книги, а этот не отражает. Нет достаточного подчеркивания, почему этот факт, эти два слова важны, в чем их соль.

Подводя итоги, скажу, что книга любопытная, но она совсем не цепляет настолько, чтобы реально хотелось прочитать всю серию о Джефферсоне Уинтере. Для этого должен заинтересовать сам герой, а этого нет. В нем нет по-настоящему цепляющей изюминки. Но как детектив для коротания времени самое то – затягивает, но легко и оставить, и заняться своими делами.