Больше рецензий

9 марта 2020 г. 19:42

731

Стояла такая скучная одинокая книжка в библиотеке, ну я и взяла ее почитать... Теперь я понимаю, ПОЧЕМУ она стояла одиноко - это сочинение Жан-Жака Руссо роман-трактат "Эмиль, или о Воспитании". Как ни странно, мне понравились многие параметры воспитания, предложенные Руссо.
Он предлагает именно ТУ систему воспитания, которую иллюстрируют отношения Кунсайта и Зойсайта в аниме "Сейлор мун" (да, я нежно люблю это аниме и периодически выкапываю вот такие интересные переклички).
Руссо предлагает воспитывать естественного человека, для этого мальчика (или девочку, но о женском воспитании, как я поняла из предисловия, у него есть другой трактат, которого я не нашла - "Юлия, или Новая Элоиза") забирают из семьи в год и отдают на воспитание Учителю (он же Воспитатель, он же Наставник). Учитель развивает способности ребенка, обучая его чувствовать, мыслить, учит его не развивать в себе привычек к чему бы то ни было, быть свободным, и тем не менее - образовывать в себе внутренний стержень ответственности перед собой и обществом. Если ребенок совершает ошибку, Учитель не наказывает его, а просто дает ребенку естественными последствиями понять, что его поступок - неправильный, после чего дает ребенку самому сделать выводы, лишь мягко его направляя на правильный путь. Учитель не заставляет ребенка делать что-либо из-под палки, наоборот, он сохраняет видимость абсолютной свободы. Ребенок как бы господин самому себе, и тем не менее, Учитель знает, что на самом деле господин - он, и Ученик не сделает ни единого шага, о котором бы не знал учитель, не скажет ни единого слова, которое бы Учитель не предугадал. Ученик накопляет опыт, относясь ко всему как первооткрыватель, Учитель лишь помогает ученику удовлетворить его любопытство, направляя его внимание на правильные пути. Учитель учит ребенка наблюдать за природой, а не читать книги, ибо нет лучшей книги, чем сам мир. Между Учителем и Учеником устанавливаются доверительные отношения, и ученик и Учитель одинаково легко читают как сердце так и ум друг друга. У ученика могут быть родители, но слушаться ученик будет только своего Наставника.
Учитель ни коим образом не вмешивается в естественные стадии взросления ребенка: детство есть детство, ребенок есть ребенок и Учитель не делает из ребенка маленького ученого, но позволяет ребенку открывать какие-то вещи самостоятельно по мере его заинтересованности, отвечая на вопросы ученика. Ученик остается с учителем до 16-17 лет, после чего его выводят в свет и женят на благовоспитанной девушке.
Учитель отдает все свое тепло, всю свою душу ученику, и один учитель может воспитать только одного ученика. Это поистине Учитель... (Хотя, по сути, он тут заменяет родителя)
Но есть недостатки: разве после того, как ученик вырастет, Учитель не будет одинок? Или ученик останется с ним? Кроме того, как может ученик обходиться без книжных знаний? Руссо их не признает, как не признает и культуру (живопись, музыка) и все же... Тогда получается однобокое образование: ребенок овладевает наукой и трудовыми навыками (работа в саду и ремесло), но не знает, что есть музыка, гармония, этикет... Учитель - все для него, весь мир и все общество, значит выйти в свет ребенок не готов? Получается, что есть недостатки... И что будет делать в итоге этот ребенок, не знающий жизни - тепличный, по сути - не понятно. Но, если подумать и изменить эти недостатки - это же готовая система воспитания Зойсайта у Первого Лорда, если посудить...
Я не права?