Больше рецензий

6 марта 2020 г. 12:27

595

4 Записки убийцы.

Достоевский (по мнению исследователей прозы Ф.М.) разработал две разновидности исповедальной формы: первая утверждала провозглашаемые героем идеи, вторая — корректировала или даже отвергала их.
Леонид Андреев не просто ориентировался на вторую разновидность, но и творчески ее развил, предлагая читателю, по словам А.Измайлова, уже даже не читать между строк, а читать в строках «противоположное тому, что в них написано» .
«Для отвода глаз» Дафны Дюморье, «Корень всех зол» Роберта Уильямса стоят в том же ряду, что и «Мои записки» Л. Андреева. Поскольку художественный уровень «Моих записок» неизмеримо выше, тем сложнее читателю ориентироваться в авторской позиции. Современных исследований по этой повести Андреева очень мало ( в советскую эпоху я читала хорошую статью Л.С. Рыгаловой по указанной теме, но в интернете найти эту работу не смогла).
Л. Андреев дает от первого лица историю убийцы — садиста, который, как и многие другие
«сверхлюди» проверял калибр своей личности тем, что зверски убил почти всю свою семью.
В живых он оставил только мать, которая вскоре после преступления сама умерла, не вынеся осознания того, что все ее родные — мертвы, а любимый сын — убийца. Улики против рассказчика были столь неоспоримы, что он был осужден на пожизненное заключение, но своим поведением и талантливыми лекциями перед посетителями в тюрьме герой добился того, что окружающие стали считать его невинным страдальцем, чуть ли не очередным Христом. По сути он стал главой секты, перед которым преклонялись сотни женщин — и то, что он был «невинно осужден» и находился в заключении тоже играло ему на руку.
Когда смотришь по новостям, какие придурки сейчас оказываются во главе религиозных сект и как много денег им удается вытянуть из доверчивых женщин, то не удивляешься, что персонаж Андреева, обладающий развитым интеллектом, подчинил себе сознание большинства тех, с кем ему удавалось общаться...
Но поразительнее то, что многие современные читатели до сих пор убеждены, что Леонид Андреев дал нам примерчик записок невинного человека! В нескольких эпизодах ( с молодым художником, с воспоминаниями о невесте, «предавшей» рассказчика) натура рассказчика проявляет себя в полной мере, но так велика доверчивость добрых читательниц, что они и после этого верят убийце, который ведь повторяет : «Я невиновен!»
Однако замечательность подобных героев Достоевского и Андреева в том, что их герои сами в конце концов «заигрываются» настолько, что уже не могут жить в реальном мире даже после того, как вроде бы обманут всех окружающих.
Не смог жить нормально и больной на голову герой Андреева — в финале он сам сооружает себе Тюрьму, реальную и метафорическую, уже после того, как будет окончательно оправдан.

Комментарии


С Андреевым более-менее понятно. Я не читал эту его работу, но подозреваю, что это продолжение или попытка продолжения темы его работы с безумием - где человек играет в безумие и убивает своего друга, кажется.

А у Достоевского где руководители сект? Верховенский?


Нет. Не угадали. Этот герой Андреева изначально не безумен. Разве что под самый конец жизни, когда уже его выпустили из тюрьмы, ведет себя несколько странно, стремясь опять заключить себя в тюрьму, теперь уже добровольно. Но убийство он совершил из-за огромного наследства, но, простите за тавтологию( понимаю, что не простите никогда и ни за что!), наследил - и попался. Ну, и нашел чем заняться даже и в заключении...