Больше рецензий

moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

6 марта 2020 г. 11:27

4K

3.5

По роду своей деятельности (преподавание) я и близка к психологии, и бесконечно далека от нее. Разумеется, по жизни приходится решать какие-то практические задачи, но с теорий я знакома плохо, в основном по университетском курсу, а было это давно и почти уже неправда. И признаюсь, что непосредственно к самой науке психологии интерес у меня не велик. Но иногда попадаются любопытные книги, которые я все же решаю прочитать, так как освещаемая ими проблема мне на данный момент интересна. Эта книга из их числа. Она привлекла меня тем, что поддерживает идеи феминизма с одной стороны, а с другой нацелена на женское самопознание вне зависимости от взглядов каждой конкретной женщины. То есть, чтобы прочитать эту книгу, понять ее и применить к своей жизни, вам совершенно не обязательно быть феминисткой.

Автор Джин Шинода Болен (не понимаю, откуда в выходных данных взялся некий Жан, это же неграмотный перевод английского имени Jean, то есть автора переделали в мужчину) является последовательницей юнгианской школы психологии. В своей работе она продолжает разрабатывать теорию архетипичного и бессознательного, но опровергает некоторые постулаты Юнга. Если вкратце: есть семь архетипов женского поведения вне зависимости от расы, возраста, социального происхождения. Эти архетипы Болен описывает через образы семи древнегреческих богинь: Артемида, Афина и Гестия - богини-девственницы; Гера, Деметра и Персефона - уязвимые богини; Афродита - алхимическая богиня. Каждой из богинь свойственен определенный набор поведенческих реакций и некое стереотипное мышление. Эти наборы следуют из мифа, данную богиню описывающего. Автор подробно описывает каждый тип по отношению этого типа к карьере, мужчинам, другим женщинам, родителям, детям, старению. Огромный плюс - текст прекрасно структурирован, разбит на небольшие главы и написан удобоваримым языком, понятным каждому. Также к плюсам я бы отнесла то, что автор постоянно подчеркивает, что в одной женщине одновременно существует несколько богинь, чистый архетип - явление редкое. Благодаря такой композиции можно без труда отыскать своих внутренних богинь)).

Однако так получилось, что намного раньше я прочитала другую книгу с похожими мотивами: великолепную «Бегущую с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях» Клариссы Пинкола Эстес. Эстес тоже юнгианка и тоже исследовала женский архетип через призму древних мифов. Ее работа была написана спустя десятилетие после работы Болен, и я уверена, немало ею вдохновилась. Но опять-таки, повторюсь, "Бегущую" я прочитала раньше, а во-вторых, на мой взгляд, книга Эстес глубже и многограннее. Она не склонна каталогизировать женщин, скорее пытается отыскать нечто объединяющее, нечто первичное. И тон у нее не столь категоричен. Отсюда возникает тот минус, который исподволь мешал мне насладиться книгой Болен: она всегда говорила, что женщина должна. Должна отстаивать свои интересы, должна сделать карьеру, наладить отношения с родителями, с умом выбрать партнера, родить детей и во всем этом преуспеть. Нет, напрямую таких слов там нет, но между строк читается. А я не люблю, когда мне говорят, что я должна. Читаешь работу вроде бы по феминизму, а опять женщина должна.

P.S. В себе я обнаружила Персефону (ни рыба ни мясо, плывущая по течению) с явными чертами Афродиты в отношении работы (хорошо делаю только то, что нравится) и Геры в отношении брака (муж - нашевсё, но без приступов ревности).