Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

4 марта 2020 г. 17:51

2K

2 «Да здравствует тоталитаризм!»

Все-таки Livelib меня временами удивляет. Вот смотришь на рейтинг книги и пытаешься понять: книга хорошая (интересная, необычная, психологически точная) или все-таки плохая (скучная, банальная, во всех смыслах картонная)? У этой книги низкий рейтинг оттого, что она неудачная – или она просто сложная, болезненная, «не для всех»? А у этой рейтинг зашкаливает – и вот она отличная, глубокая и трогательная? А, может, просто умело играет на чувствах читателей, да и вообще имеет крайне низкий порог вхождения? Если речь о классике, так и нечего обращать внимания на сей рейтинг, но если мы говорим о новинке? Легко, ориентируясь на циферки, погнаться за пустышкой на один сезон и мимоходом пропустить действительно достойное произведение.

«Девушки сирени» – типичнейший пример «тоталитарной литературы» (ее, к слову, нынче много развелось, что печально). Эта литература – «правильная». Она сделана по самоучителям «Как написать хорошую книгу, ничего в нее не вложив». Она – о самых лучших и самых худших качествах человека; она должна прославлять мужество, доброту, все человеческое. Она с неуместно-серьезным выражением борется с тоталитаризмом, но делает это тоталитарными методами.

Чем страшен тоталитаризм в искусстве (даже если оно восторгается гуманизмом)? Тем, что исключает рефлексию. Такое искусство громко заявляет, как надо. Оно показывает единственную тропинку через чащу и убеждает идти по ней, даже по сторонам не позволяет посмотреть. В итоге все сводится к: «Сейчас я вам объясню, детишки, что такое хорошо и что такое плохо!» Автор словно бы боится уйти в сложные размышления, боится накала чувств, болезненных вопросов, любой неоднозначности. И книга у него получается «милая», с добротой и самоотверженностью, но до зубного скрежета отвратительная в своей навязчивости «правильного» и «разумного».

Не может не удивлять и то, как плоско Марта Холл Келли показала жизнь исторических (!) личностей. Вот Кэролайн Ферридэй из ее книги – человек реальный, но, несмотря на расточаемые похвалы, писательница обошлась с ней беспардонно. Во-первых, она по-свойски полезла разбираться в личной жизни этой женщины, выволокла грязное белье на свет (и нафантазировала любовный роман Кэролайн, что тоже то еще неуважение). Во-вторых, так ее показала, что эта героиня кажется этакой избалованной и глупой дурочкой. Да и смешно смотрятся ничтожные «трагедии» Кэролайн, которая всю войну пробыла в Нью-Йорке, бомбежек не видела, кушала в ресторанах креветки и тосковала, размышляя о прошлой и нынешней любви. Вообразите себе: вот романтические игрища нашей храброй и независимой Кэролайн, ее рестораны, ее любовники – а на другой странице, в следующей главе, другая героиня мучается в лагере, теряет близких и вообще каждый день находится на грани жизни и смерти. Это, по меньшей мере, сбивает с толку, учитывая, что история американской светской львицы и история узницы концлагеря равнозначны в книге.

Другой персонаж, Герта Оберхойзер, – тоже историческая личность. По профессии хирург, ушла работать в концлагерь, ставить опыты на заключенных. Хотя история Герты занимает аж треть книги, с мотивами ее разбираться не стали. Кто она? Зачем пошла работать в лагерь? Как из обычной женщины она превратилась в чудовище?.. Автору это неинтересно. В ее исполнении Герта аморфна, лишена собственных мыслей, чувств, искренности. «Так получилось» – максимум, что можно сказать о жизненном пути этой героини.

Наиболее же интересной получилась у автора Кася Кузмерик – польская девушка, попавшая в лагерь за участие в Сопротивлении. Она-то была придумана от начала и до конца. И ей легче сопереживать, как ни странно. Рассказывай книга лишь о Касе, я, честно признаюсь, поставила бы оценку повыше.

Равенсбрюк – страшнее место, в котором содержались исключительно женщины, – описан по шаблону и вызывает, прости меня Бог, зевоту. Лагерь не страшен. В нем можно жить. Да и нацизм не так опасен, нет уже вокруг него ореола неотвратимого зла. Само зло на удивление беззубо, его можно пережить и без проблем восстановиться душою (помним о том, что добро всегда побеждает. Боже упаси писателю написать о необратимом!). Ну да, ну да. В то время не существовало неврозов, ПТСР и прочих прелестей от знакомства со злом.

Право, лучше бы я не знала о существовании этой книги. Она не на уровне «Татуировщика из Освенцима» (мой Бог, зачем я о нем вспомнила?), но временами выбешивает не меньше. Своей однозначностью. Своим желанием быть комфортной и приятной. Потому что зло не может быть комфортным и приятным – к счастью или к сожалению.
картинка ShiDa
P.S. На этой фотографии 10-летняя польская девочка плачет над телом только что убитой старшей сестры, которая стала жертвой налета германской авиации на Варшаву. Снимок сделан в сентябре 1939 г. Судьба этой девочки неизвестна.

Комментарии


Если фашизм одомашнивается, значит это кому-нибудь нужно?


Не думаю. Наверное, просто писатели обленились, думают, по готовым схемам можно работать, без проникновения в чувства. Болезненно-с это. А сказать свое слово все-таки хочется.


Хорошо... Допустим. Ну, а рейтинги-то откуда берутся? Все время у тех, у кого надо... Может быть это тех, кому надо рейтинги? ;)))


Дык рейтинг получается из оценок обычных читателей, как мы с тобой. Люди просто высоко оценивают - и все. Это отдельная проблема ресурса (и человеческого фактора): книга с меньшим порогом вхождения привлечет больше людей априори, и оценки выше будут просто за счет ее доступности. Рейтинг так-то не важен, если у нас тут условное "Преступление и наказание" стоит в рейтинге ниже, чем эта книга. Рейтинг важен лишь для новинок, потому что на него мы часто ориентируемся, не зная о книге и писателе ничего. Из-за этого остается полагаться только на отзывы читателей, которые близки тебе по духу - и все.


Приятно разговаривать с порядочным человеком. Но все-таки, могу тебе сказать как писатель читателю, что не все рейтинги получаются из оценок обычных читателей. Есть такая услуга - обеспечение высокого рейтинга (и не дорогая, кстати), я лично ей брезгую, а вот ведущие издательства считают ее обязательной.


Я в этом ничего не понимаю, честно признаюсь. Грустно, если так. Но, кстати, разве не должны издательства быть заинтересованы в продвижении в т.ч. и отечественного продукта? А у современных отечественных книг (за исключением Яхиной, может быть) оценки ниже, чем у современных зарубежных. Даже лауреаты всевозможных премий, из российских, от топ-издательств типа АСТ и Эксмо могут на сайте иметь рейтинг 3, 3,5, максимум - 4. А тут неизвестный в России автор и небольшой тираж. Да у книг от редакции Шубиной, самой известной, и то меньше рейтинг.


Никогда не смотрю на рейтинг книги. Читаю рецензии (порой, язык, которым они написаны, уже позволяет сделать выводы :) ) Ищу информацию об авторе, его фотографии (глаза всегда говорят о многом, мне это помогает при выборе). Ещё обращаю внимание на цитаты из книги. Но рейтинг - это не показатель.
За рецензию - спасибо!


Вам всегда спасибо. )))


А и им, в общем-то, все-равно отечественный продукт, не отечественный, они коммерческие организации, делают прибыль на запланированном уровне. Яхина сейчас - один из наиболее продвигаемых брендов (рейтинги, выкладки, пресса, все как положено). Лауреаты, которых ты поминаешь, это бренды уже на стадии монетизации, они тонут потихоньку, но продолжают пока еще приносить прибыль на вложения в стартовое продвижение, все в порядке у них. И, кстати, в продвижение некоторой продукции с элементами пропаганды, внешне похожей на книги, вкладываются не только издательства, но и те, кто у них выпуск этой продукции заказывает ;))


Мне кажется, все равно навязать книгу не получится, все-таки кто-то же это будет читать, так что даже поднимать рейтинг книги, которая даже среднему уровню не соответствует, бессмысленно. Издательства не могут не учитывать спрос. Та же Яхина отлично зашла своей аудитории. Да, ее много рекламировали. Возможно, ей завышали рейтинги поначалу, чтобы привлечь первых читателей. Но, не понравься она основной аудитории, не стала бы она реально популярной, хоть с наградами, хоть с купленными рейтингами. Потому что нельзя заставить людей читать то, что им читать не хочется. Не интересуйся я, например, Второй мировой и книгами о ней, я бы тоже не читала "Девушек сирени", и никакие реклама и рейтинги меня бы не заставили. )))


Ну как же нельзя заставить, когда ты только что прочитала n*100 страниц макулатуры, внешне похожей на книжку, и поставила ей полностью заслуженные два балла. )))) А ведь могла не терять на нее своего времени. )) Фактически, ты стала жертвой информационного шума, да еще и не заметила этого ))))


Ну, это все-таки немножко другое. Я в принципе читаю много книг, в которых затрагивается тема Второй мировой. Мною в этом случае движет не желание получить читательское (?) удовольствие, а исследовательский интерес, который без риска, как известно, не бывает. Я интересуюсь, как современные писатели рассматривают тему войны в своих книгах, поэтому, не прочти я эту книгу, прочла бы другую на эту же тему, и результат мог бы быть таким же. Но я не буду, например, читать новый роман Яхиной (я и первый-то толком не прочитала, так, фрагментами) - неинтересно. Я не буду читать Лукьяненко - не мой жанр. Вряд ли буду читать Прилепина, сколько бы он ни мелькал на экранах (разве что он напишет что-то на тему Великой Отечественной). Я не читаю YA, фэнтези про попаданцев и отборы. По сути, реклама может предложить мне разное, а я выберу лишь то, что соответствует моим интересам, осознавая риск (а он есть даже при чтении классики, что уж там). Поэтому я не отношу это к "заставить". Меня же никто не заставляет выбирать определенные интересы. )))


Ох и заберемся мы так с тобой в дебри ))) Когда все понимаешь, а жить становится страшно ))))
А вообще, мне кажется, что куда важнее то, что какая бы ерунда тебе, Даяна, в руки не попалась, твое личное творчество на эту тему безусловную художественную ценность имеет. А это главное.


Спасибо, конечно, но страшно спросить, при чем тут личное творчество? ))) Рецензия - это все-таки не творчество, как мне кажется. Но спасибо. )))


))))) Бывают, конечно, рецензии, которые творчеством не назовешь )))) Но только не твои ;)))


Замечательная рецензия. Спасибо.
А фото в конце... пронзило.


Вам спасибо.


Спасибо! Отзыв продуманный, прочувствованный, а книга, похоже, никуда не годится.


Вам спасибо.


Гордиться вам книга или нет можете решить только вы, прочитав её. Довериться чужому мнению не самый лучший выбор. Я читал книгу и не пожалел.


К сожалению, я не смогу прочитать ВСЁ, поэтому и ориентируюсь на отзывы. В данном случае мне отзыв понравился, а книга - явно не то, что может заинтересовать. Лучше прочитаю что-нибудь более подходящее мне.


Интересный у вас подход из множества отзывов, где большая часть положительных, вы прислушиваетесь к отрицательному