Больше рецензий

4 марта 2020 г. 14:44

4K

3 Не рекомендую. Осторожно!

Психология, эта та область, в которой навредить легче чем помочь. К сожалению, книга Лиз Бурбо из таких, которая мало чем может помочь, а вот навредить может, поэтому предостерегаю, если уж будете читать, то не доверяйте ей на 100%.

В общем-то, автор пишет о детских травмах и сопутствующих им неврозах и особо страшного в книге ничего нет. Есть много литературы на эту тему, но дело в том, что если она написана профессионалами, то читается и воспринимается для неподготовленного читателя тяжело. Поэтому Лиз, ознакомившись с трудами Фрейда, Вильгельма Райха, а также «изучив» что-то по психосоматики и физиологии решила сварганить этакий легкоусвояемый гамбургер, полив его собственно изобретенным соусом из религиозного экзистенциализма и подала это блюдо под названием «пять травм и масок».

Сама Лиз честно признается что все это не научно и что нет никаких опытов подтверждающих ее выводы, что все это основано только на ее личном опыте и единственно где она это проверяла так только на участниках своих семинаров (Сигизмунд нервно курит)).

«Нет никаких научных доказательств того, о чем впервые сказано в этой книге, но я предлагаю тебе проверить мои выводы, прежде чем отвергать их, а главное, посмотреть, не помогут ли они улучшить качество твоей жизни.
Кроме того, все изложенные здесь идеи многократно, начиная с 1992 года, проверены на опыте многих тысяч людей, посещавших мои семинары, а также на примерах из моей личной жизни.»

И все бы еще ничего если бы в самой книге не было так много противоречий. То она утверждает, что лучше всего диагноз ставить по физиологическим особенностям,

«когда необходимо точно определить травму, следует обращаться к описанию характеристик физического тела, прежде чем изучать поведенческие характеристики. Тело никогда не лжет. Оно отражает то, что происходит в эмоциональном и ментальном планах.»

но тут же утверждает, что и тело порой обманывает и можно легко ошибиться.

«Иногда верхняя часть тела являет признаки одной травмы, а нижняя — другой.»

Потом утверждает, что по описанным ей признакам тоже не всегда удается определить, потому что

«Повторяю, я еще ни разу не встречала человека, у которого наблюдались бы все перечисленные признаки той или иной травмы.»

Да и вообще

«не следует слишком цепляться за слова, используемые при определении травм или масок. Ты можешь, например, переживать травму отвергнутого и чувствовать себя преданным, покинутым, униженным или жертвой несправедливости.»

И самих травм (как и масок) у человека может оказаться не одна определенная, а сразу несколько, а иногда все пять

«По моим наблюдениям, случаи, когда человек страдает только одной травмой, довольно редки. Что касается меня, то я уже упоминала, что у меня есть две главные травмы, которые я должна излечить в этой жизни, — несправедливость и предательство.
Возможны три, четыре и даже все пять травм у одного человека. При этом обычно одна из травм доминирует, а другие менее заметны, но могут быть незначительными и все. Если доминирует одна из масок, значит, человек использует ее для защиты чаще, чем другие. Если маска появляется изредка и ненадолго, это означает, что связанную с ней травму человек ощущает слабо. Если какая-то маска доминирует, то из этого еще не следует, что она отражает самую важную из травм.»

Ну и маски тоже, конечно, могут доминировать, но не обязательно, могут быть постоянно, а могут проявляться редко, в общем на маски тоже полагаться не стоит.

Ну вообще она честно предупреждает что полагаться на 100% здесь ни на что не стоит. Да и сама Лиз подтверждает, что очень трудно самостоятельно определить травму и так называемую маску, а тем более излечить:

«Эго делает все возможное, чтобы мы не видели наших истинных травм.»

И вот это действительно единственная разумная здесь мысль. В том-то и вся проблема, по работе с детскими травмами, что нужно самому себе делать хирургическую операцию без наркоза, но наши механизмы самозащиты не позволят нам этого сделать.

Ну а теперь как же Лиз предлагает сбросить эти «маски», то есть как же лечить травмы. Вся ее рекомендация сводится к простому - принять и полюбить.

«Твои глубокие душевные травмы тоже нуждаются в том, чтобы ты их признал, полюбил и принял.
Исцеление совершится тогда, когда ты пройдешь через все четыре этапа в обратном порядке, начиная с четвертого и заканчивая первым, где ты снова становишься самим собой. И первым этапом в этом обратном путешествии является осознание маски, которую ты носишь.
Второй этап — чувство возмущения, бунт при чтении этих глав, нежелание признать свою ответственность, стремление обвинить других в своих страданиях. Скажи себе в этом случае, что это вполне человеческое свойство — сопротивляться, когда открываешь в себе то, чего не любишь. Каждый по-своему переживает этот этап. У одних бунт и сопротивление принимают отчетливые, яркие формы, другие переносят это спокойнее. Интенсивность возмущения и бунта зависит от твоей открытости, готовности к приятию, а также от глубины травмы в тот период, когда ты начинаешь осознавать все, что в тебе происходит.
На третьем этапе ты должен дать себе право на пережитые тобой страдания и на озлобление по отношению к одному или обоим родителям. Переживая вновь страдания, испытанные тобой в детстве, ты проникнешься тем большим сочувствием и состраданием к ребенку в тебе, чем глубже и серьезнее будешь проходить этот этап. На этом же этапе ты должен оставить свою злость на родителей и обрести сочувствие к их страданиям.
Наконец, на четвертом этапе ты становишься самим собой и перестаешь верить, что тебе все еще нужны твои защитные маски. Ты принимаешь как должное, что твоя жизнь будет наполнена опытами, которые служат познанию того, что для тебя благотворно, а что вредно. Это и есть ЛЮБОВЬ К СЕБЕ. Поскольку любовь обладает великой целительной и вдохновляющей силой, приготовься к разнообразным переменам в твоей жизни — как на уровне отношений с другими людьми, так и на уровне твоего физического тела.»

Думаете в книге о лечение травм написано больше? Нет, это все что написано про лечение, не считая еще пару страниц воды само лечение состоит из перечисленных здесь этапов.

Так что книгу никому не рекомендую, польза от нее весьма сомнительна. А опасность может заключаться в том, что, прочитав эту книгу и уверовав в какую-то найденную у себя травму, вы можете начать просто одно свое неконструктивное поведение заменять на другое, т. е. ни о каком излечение речи быть не может.

Комментарии


Абсолютно согласна с Вашим мнением! Кроме противоречий, у автора многие утверждения ошибочно изначально! Я, например, еще в детстве, сколько помню себя, была счастлива, любила свою маму и сестру, они любили меня, и я знала, что меня любят в семье просто потому, что я хорошая. Никаких душевных и физических травм у меня не было, потому что довольствовалась тем, что было и , когда мне говорили, что нет денег, я переставала просить желаемое, потому что знала, что мама обязательно купила бы мне то, что я просила, если бы были деньги! Травмы моральные стали появляться в школе, когда кто-нибудь в классе ел что- то, на что у моей мамы не было денег, и тогда я говорила себе, что вырасту большая и куплю себе много - много конфет или яблок. Но чувствовала, что это хорошо, если пока нет, то потом обязательно будет!