Больше рецензий

panda007

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 декабря 2011 г. 13:56

851

3

Жизнь российской провинции по-настоящему ужасна. Эта такая школа жизни, что мало не покажется никому. Тут происходят такие разборки, царствует такой беспредел, что хилые европейские школьники, вроде Норы из «Правды и последствий», просто не выжили бы.
Здесь вся жизнь крутится вокруг завода, потому что там хоть какие-то деньги. Здесь презирают педагогов все, кому не лень – и взрослые, и дети. Здесь дети развлекаются, прогуливаясь до ближайшего сумасшедшего дома и строя рожи его обитателям. Здесь ненавидят ребят из параллельного класса, потому что они – чужаки. Впрочем, одноклассники тоже не слишком интересны. Грудь здесь обнажают значительно раньше, чем душу. У отвратительных педагогов здесь замечательные классы, а у замечательных – отвратительные. Впрочем, добро и зло здесь так перемешаны, что пойди-разбери, кто хороший, кто плохой.
Это можно было бы принять за фантасмагорию, если бы всё не было так реалистично. Подростковая проза становится всё жёстче и жёстче. Срывание всех и всяческих масок, разработка запретных тем, – авторы, кажется, соревнуются, кто кого переплюнет. Вот и до подростковой проституции добрались. Не где-то там, за океаном, у нас. И пусть вслух ничего не произносится (догадайся, мол, сама), тем не менее, имеем то, что имеем. Российский роман взросления: с доведением учительницы до инсульта, сумасшедшим домом, стаей сутенёров, абортом – куда там жалкому «Чучелу».

Комментарии


Как думаете, дальше будет хуже? Я имею в виду подростковую литературу... Меня тоже корёжит эта порой слишком непозволительная вольность в обсуждении сложных тем. Всё чаще и чаще встречаю в подростковой литературе такие моменты, что просто оторопь берёт. И это в свободном доступе для детей в библиотеках! Причём, для детей 10-14 лет, когда мировоззрение формируется. Недавно брала в библиотеке книгу "Приготовишка". Так под этим безобидным названием столько всего... И любовь лесбиянок, и ночные визиты парня к девушке, и куча подобного!


Ой, Алён, не знаю. Мне кажется, пойдёт окончательное расслоение между "добрыми, хорошо написанными книгами" и чистой социалкой. В данном случае всё ещё очень деликатно и стиль присутствует. Есть о чём говорить. А порой такое встретишь, что, действительно, оторопь берёт


И вот что мне интересно: ЗАЧЕМ обо всём этом пишут? И ещё... С каким настроением Вы дочитывали книгу? Что для себя открыли?


Мне сложно сказать что это - некий социальный заказ или крик души. Понятно, что автор пишет, руководствуясь собственным опытом, другое дело, почему именно для подростков? Это очень большой вопрос: как говорить с детьми, чтоб не плодить лишних страхов, отчаяния и недоверия к миру.
Настроение, кстати, было неплохое: там две повести и вторая более традиционная и без такой "остроты". То есть дети там вначале (а это начальная школа) сильно похожи на зверят, но потом всё более-менее благополучно разрешается.
А насчёт открытий... Лишний раз убедилась, что всё зависит от точки зрения - что человек хочет видеть, на что обращает внимание.


Мне кажется врослым о подростках можно писать такие книги, а вот для детей... хотя я не читал ее. Там ведь не так, как в "Заводном апельсине", если читали?


Нет-нет, всё гораздо мягче. И написано от лица девочек. Но жестковато, да


Спасибо. Я уже понял, просто до конца не дочитал комментарии на Вашу рецензию :)), Вы уже объясняли, что деликатно написано.


Меня, кстати, это тоже беспокоит! Нет, я понимаю, что правда жизни жестока и рано или поздно детям придётся с ней столкнуться...Но так бы хотелось оградить их от лишней чернухи! А ещё вкупе с интернетом...
А за рецензию спасибо!


Не за что. Мне кажется, тут во многом вопрос стоит даже не "говорить или не говорить", а о том, как говорить. В "Рыбке" присутствует определённая деликатность и надежда, нет скабрезности.


напридумывают же


Рецензия напомнила фильм Германики "Все умрут а я останусь" =)
Я не сильно интересуюсь этой темой, но могу сказать, что мир подростков порой гораздо более жесток чем мир взрослых и это очень печально...


Жесток, возразить здесь нечего. Главное, чтоб произведения искусства, об этой жестокости рассказывающие, делали это так, чтоб не плодить, по возможности, ещё большую жестокость