Больше рецензий

yrimono

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 декабря 2011 г. 23:35

2K

4

Как же тяжело писать что-то на наших. Не знаешь с чего начать и чем закончить, мысли застревают в идеях, фразы в деепричастных оборотах! Но коли уж взялся, надо доделывать, я так считаю.
Как и в случае с Чарльзом Буковски, для меня большая загадка, как сильно пьющие и пишущие об этом без обиняков писатели могут быть любимы непьющими людьми, особенно женщинами. Наверное, тут срабатывает неписанное правило, что девочки любят плохих мальчиков! Конечно, сравнивать Буковски с Довлатовым не совсем корректно. Если первый - убеждённый маргинал, которому, по большому счёту, кроме выпивки и секса ничего от жизни не надо, то второй - интеллигент, культурный, ищущий признания писатель (талантливый и осознающий свой талант), но не получающий его, будучи отвергаемым советской литературной бюрократией, которая классифицирует его творчество, как диссидентское. От чего и пьёт главный герой Довлатова, Борис, топя в стакане печаль. Главный герой - это, очевидно, альтер-эго самого Довлатова, к гадалке не ходи. Вообще, я так понял, у него много произведений носят автобиографический характер. "Заповедник" повествует нам о конкретном периоде в жизни писателя, когда он какое-то время работал в Пушкинских горах экскурсоводом, пытаясь как-то отвлечься от навалившихся проблем и общего разброда и бардака в жизни, в частности, семейной. Ему нужна точка отсчёта, работа, деньги, спокойная обстановка, чтобы навести порядок в голове. Заповедник - оказывается хорошо подходящим для этих целей местом.

Со знанием дела, автор живописует нам советскую действительность:

– Успокойтесь, – прошептала Марианна, – какой вы нервный… Я только спросила: «За что вы любите Пушкина?..»
– Любить публично – скотство! – заорал я.



Искромётный юмор, пропорционально разбавляемый грустью о несбывшемся, а так же просто описания окружающего мира и людей вокруг - это заслуживает самых лестных отзывов. Однако, гладкое повествование, где "всё вроде начинает налаживаться", постепенно начинает подразумевать некий натяг - за которым закономерно должен последовать какой-то взрыв. Им оказывается приехавшая в гости жена, с которой, насколько мы понимаем, они сейчас не живут вместе.
К сожалению, тут невозможно обойтись без спойлеров, хотя я и стараюсь без явных. Отдельного упоминания стоит история знакомства Бориса и Татьяны. История странная какая-то, довольно трогательная, но при этом какая-то схематичная что-ли, как-будто художник несколькими взмахами кисти набросал нам пейзаж - это ещё не картина, но впечатление получено. Отмечу, что автор акцентирует внимание на том, что Татьяна обычно была пассивным звеном отношений, просто на всё соглашалась. Но в настоящем нашего героя ситуация изменилась, Татьяна чувствует ответственность за ребёнка и хочет эмигрировать из Советского союза. И тут уже Борис оказывается пассивен, он не хочет покидать Родину и, по большому счёту, непонятно, дело ли тут в каких-то принципах или в банальной нерешительности:

Всю жизнь я ненавидел активные действия любого рода. Слово «активист» для меня звучит как оскорбление. Я жил как бы в страдательном залоге. Пассивно следовал за обстоятельствами. Это помогало мне для всего находить оправдания. Любой решительный шаг налагает ответственность. Так пускай отвечают другие. Бездеятельность – единственное нравственное состояние…



Однако перед Татьяной дилеммы больше нет: она решила уезжать, потому что считает, что потом может быть поздно. Думаю, многие тут выкрикнули бы из зала: "Ну, и правильно!" А я не знаю, что сказать.

И вот произведение, начавшееся с хохм и злободневной сатиры, достигает своего отрицательного апогея:

Как-то раз она сама мне позвонила. К счастью, я оказался на турбазе. Точнее, в библиотеке центрального корпуса. Пришлось бежать через весь участок. Выяснилось, что Тане необходима справка. Насчет того, что я отпускаю ребенка. И что не имею материальных претензий. Таня продиктовала мне несколько казенных фраз. Я запомнил такую формулировку: «…Ребенок в количестве одного…»



Ну, и - пьянство, боль, всё закружилось, замелькало...
В завершении своей писанины, укажу на то обстоятельство, что в процессе чтения, я вспомнил: читал уже "Заповедник", давным-давно. И тогда, похоже, не воспринял - не срезонировало. Повторное знакомство, по всей видимости, у нас получилось более удачным. Скажу, что, по моему, книга стоящая - смешная и одновременно грустная, и в контрасте чувствуется мастерство. Здесь нет какой-то большой философии или даже каких-либо жизнеутверждающих идей, герой не обладает титанической силой характера или чем-то другим эдаким - он вполне обычный, может быть даже заурядный, человек. Он просто рассказывает о своей жизни, давая нам возможность соприкоснуться с тем временем и тогдашними проблемами.
Вот такая история. Всё, больше не могу писать! Срочно надо выпить, хотя так и спиться недолго, ограничюсь-ка я, пожалуй, сегодня какавой с чаем.

Комментарии


Помню прочел всего Довлвтова залпом и был опустошен. Все время думал за его героя, а т.е. за него. Потом начал понимать, что этого человека давно нет в живых. Что с ним уже не поговорить (т.е. и тогда, наверно не поговорить было, но был хоть шанс), что нельзя придти к нему на бенефис или еще куда, что люди уже и не помнят наверно про такого человека. Пусто так было. Потом начал копать в интрнете видео с ним и про него и читать его интервью и т.д. Долго я отходил от Довлатова. Даже запись на автоответчике слушал, которую он оставил своей американской знакомой, русской по происхождению, в пьяном угаре. Просил его забрать, что бы не появляться дома пьяным. Помню тогда почувствовал к нему неприязнь даже, но потом стало дико жалко. Довлатов своего рода литературный Высоцкий, только ему не посчастливилось быть популярным при жизни.


Как Вы замечательно сказали "литературный Высоцкий". Точно ). Полностью солидарна с Вами . И в остальных ощущениях тоже. Перечитывала все, что попадалось...А оказывается, что это просто перепечатки. Не могу писать на книги Довлатова рецензии. Боюсь испортить сказанным (написанным) словом Довлатовское настроение.))


Мне кажется вы излишне его превозносите, он хороший писатель, но не Господь Бог.


Да у каждого свои авторы. Для меня помимо текста и сюжета там еще что-то... Я не могу объяснить, что. Но мне очень близко по энергетике.)


Уверен, что Вы превозносите кого-то, о ком кто-то другой будет мнения совсем другого. Довлатов - это конечно не только литературный талант. Довлатов - это прежде всего человек, с какой-то совсем уникальной энергетикой, согласен с FATAMORCANA. Вы знаете, что его несколько раз печатали в "New Yorker" (лит. журнал американский, очень известный), из русских там печатали только Набокова и Бродского. Апдайк ни раз признавался Довлатову, что завидует ему, ведь Апдайка, одного из известнейших американских писателей в "New Yorker" так и не напечатали. Так что литературный талант, видимо, у Довлатова тоже не заурядный. Но это не значит, что он должен нравиться всем. Я в этом отношении даже хуже Вас))) я Чехова не очень люблю))). Кстати Чехов и Пушкин любимейшие писатели Довлвтова.


Должен вас разочаровать, я не приемлю никаких авторитетов, только после моей личной оценки могу сказать, кто есть кто. Довлатов - хороший писатель, я не отрицаю, но. То что его печатали в "New Yerker", к сожалению, не означает литературного таланта - а означает только, что американцы охотнее издавали антисоветскую литературу, а у Довлатова, конечно, всё несёт антисоветский привкус или даже устойчивый вкус. Политика, друг.


Должен вас разочаровать, я не разочарован)
Вы, наверное, все-таки, совсем не поняли Довлатова. Там совсем нет политики. С.Д. очень флегматично относился ко всему и не думаю, что он писал для того, что бы обличить советскую власть. Он просто писал то, что видел, не осуждая и не хваля.


Не-не, я понял отлично. Конечно, сам Довлатов не был политичен, хотя диссидентство своё в том же "Заповеднике" признавал. Я просто предполагаю, что американцы, будучи сами по себе сильно политизированной нацией, выбрали для печати именно того, кто в той или иной степени стебёт советскую власть. А С.Д. её стёб и неплохо. Хотя я не отрицаю даровитости писателя, собираюсь читать дальше.


Вы, наверное, все-таки, совсем не поняли Довлатова.



Спасибо! Люблю такого рода комменты!!


Какого рода?


"Вы ничерта не поняли, на самом деле автор хотел сказать не ххх, а ууу" -- такого вида. Особенно радует категоричность, то есть вариант, что каждый понимает по своему, исключен изначально. Либо автор рецензии думает как yojj , либо думает неправильно


Какая же свадьба без драки - какая-же рецензия без срачу.


Послушайте, я рецензию вообще-то плюсанул. Но я читал всего Довлатова и читал разного вида работы и рецензии на него как автора. И то, что я написал не столько мои мысли, сколько некоторая квинтэссенция прочитанного о Довлатове. Это не значит, что я отрицаю точку зрения другого человека. Вы вообще о чем? Холиворить вздумали?

п.с. очень точный у Вас никнейм.


и ещё раз:

ага


вы излишне его превозносите


ага


"Парней так много холостыыых,
А я люблю Довлатовааа..." (с)
Правда люблю. Как грится, без памяти. Что бы его ни читала - всегда, везде сердечная боль присутствует, тонкий, почти незаметный привкус отчаяния.
Спасибо за рецензию. Буду с нетерпением ждать, когда прочитаешь "Компромисс".


"Компромисс" -- на втором месте после "Соло на..."


Оба "сола" уже заготовлены: завялены и замаринованы.


Сама безумно люблю "Соло...", недавно даже перечитывала, но меня здорово интересует мнение, которое сложится у yrimono о "Компромиссе".


Только не жди от меня звёзд с неба, я не хочу никого разочаровывать.


Да я вообще без претензий, какие звёзды, я тебя умоляю... :)


У меня с Довлатовым получилось сложно. Пока читаю - в целом нравится, понимаю, что цепляет у него, даже кажется, мол, ага, вот тут можно цитировать, вот там...
а потом, спустя 2 - 3 дня, ничего не помню. И ведь такое у меня с книгами случается крайне редко. Ну вот не знаю, не то чтобы процитировать, я не могу вспомнить ни сюжетов, ни толком, что именно читала, а что нет (прочитано было книжек 5), и какие-то обрывки сюжетов смешались...
и не помню, читала ли "Заповедник". Как-то так... бред какой-то, но судя по всему, не совсем мой автор.


Ну, вот выяснилось, что "Заповедник" я уже читал и тоже ничего не помню. Сейчас почитаю чего-нибудь ещё, а там видно будет.


У нас по телевизору его тут читали. Рассказы. И так уютно.


До рассказов доберусь со временем.


Погодите, а вы не спутали в тексте очередность?

Конечно, сравнивать Довлатова с Буковски не совсем корректно. Если первый - убеждённый маргинал, которому, по большому счёту, кроме выпивки и секса ничего от жизни не надо, то второй - интеллигент, культурный, ищущий признания писатель (талантливый и осознающий свой талант), но не получающий его, будучи отвергаемым советской литературной бюрократией...




А первый по тексту цитаты у вас как раз Довлатов
А всё остальное плюсую)


Да, лопухнулся, спасибо, Зоркий(ая) глаз (ка).


профессиональное))


Я - это она!


А можно личную просьбу? Смените аватарку, каждый раз пугаюсь. Хотя... (да, тонкости лл...)


Увы, она мне как раз для запугивания и нужна. Такой период


УмнО)) Я вот тоже при оружии рассекаю!


Ой, satanakoga , знаете, что мне ваш аватар напоминает постоянно? Один рок'н'рольный клип Кстати, Юримоно, глянь. Я тащусь.


Ага)


Я не очень люблю Видоплясова, но эта песня и клип - невероятная круть)


Бедняга!


Так чего, ледис энд джентлементс, чего дальше-то у него почитать? Я наметил "Ремесло", но сначала отчего-то взялся за "Дьяволиаду" Булгакова.


Мне нравится сборник "Наши". Хотя - мне у него всё нравится:)


На очереди.


Я бы посоветовал "Компромисс" или "Чемодан"...и "Зону"..."Зона" вообще отдельная история.


Если первый - убеждённый маргинал, которому, по большому счёту, кроме выпивки и секса ничего от жизни не надо


:))) Ахахаха!
Не стоит путать лирического героя и старика Буковски.


Не путаю, скорее противопоставляю. Объединяет их пристрастие к алкоголю.


Разъединяет гораздо большее.
Если мы об одном и том же.


И даже в кире они различаются: Бук бухает, потому что ему этого хочется постоянно, а Довлатов, т.к. плохо.


Так и понял, что мы о разном. Я о Буковски и его лирическом герое написал.


Тут, наверное, играет роль наше с вами субъективное восприятие писателя. Мне сложно считать прозу Буковски лирикой, а Генри Чинаски - лирическим героем. Лишь иногда язык повернётся.
Простой вопрос, вы когда-нибудь жили так, как в его "Почтампе", "Женщинах"? Хотя бы отчасти?


Отчасти мы все так живем.
Уберем "лирический", оставим "герой". Герой Буковски так же далек от автора, как, скажем, герой "Тропика Рака" от Миллера. И это не субъективно, это биографический факт.


ищущий признания писатель (талантливый и осознающий свой талант), но не получающий его

Думаете? вроде он говорил о себе как о простом рассказчике и не претендует на какой-то там талант:)


Не знаю, как там было на самом деле, в "Заповеднике" в качестве главного героя представлен именно писатель, который пишет-пишет, а его не печатают. Но он пытается:
1) Написать вещь, которая всех поразит;
2) Напечататься хоть где-нибудь.
Про собственную талантливость он недвусмысленно говорит несколько раз, особенно в разговорах с женой и воспоминаниях о них. Плюс к тому, он в паре мест высмеивает своих менее талантливых коллег по перу: мне показалось, как раз дистанцируясь от посредственности.


Любой автор хочет признания! Очень важно для пишущего человека даже не гонорары или слава, а именно признание его таланта!


Я думаю, в приведённом случае автор хотел хотя бы какой-то отклик иметь, пусть даже отрицательный. Но не печатали, так что не было вообще никакой оценки его творчеству.


Талант рассказчика, согласен абсолютно! даже + а вот до писательского таланта, что подразумевает изображение миров, характеров и моральной составляющей, ну, не дотягивает он... Хотя это произведение не читал. Возможно и ошибаюсь.


Кто? Довлатов? Да он самовлюблён ещё больше тебя и меня вместе взятых!


Кто? Довлатов?



Было написано в его же книге! В "чемодане".

Да он самовлюблён ещё больше тебя и меня вместе взятых!



не знаком с ним до таких подробностей)


"Рассказчик говорит о том, как живут люди, прозаик говорит о том, как должны жить люди, а писатель - о том, ради чего живут люди" ©


Довлатов, Войнович, Буковский, Владимов... хороши (были) в антисоветском контексте, хороши (были)на фоне советской литературы, хороши были, читая свои тексты на "голосах" . В масштабе мировой литературы - ... это наша история и история советской литературы. Что они написали на новой, капиталистической почве? )


Буковски тоже в антисоветском контексте?


Ой, мама!!! как всё запущено))
Владимир Константинович Буковский — писатель, политический и общественный деятель, учёный-нейрофизиолог. Один из основателей диссидентского движения в СССР.
"Обменяли хулигана на Луиса Корвалана.
Где найти такую ... , чтоб на Брежнева сменять?"

)

Упоминается Гари-Ажаром в "автобиографическом" , проясняющем тайну Гари-Ажара "Псевдо" ( пребывание Буковского в псих.лечебнице достоверно, где с ним, якобы, встречается Ажар)


ещё забыла Владимира Максимова
Видите, все их уже забыли.)


Ах, вот как, просто выше я упоминал Чарльза Буковски, подумал на него. Буковского В.К. не читал и вряд ли буду).
Вашу мысль я понял. Вообще любая борьба упирается в то, с чем она происходит - так мне кажется. Т.е. если человек борется с чем-то, называется, например. антимонархистом или диссидентом, то как он станет называться и чем будет заниматься, когда предмет борьбы канет?


)))) по поводу Ч.Буковски тоже хотела заметить (затмили более "глубокие мысли"), что любимы, не "сильно пьющие ", а продукт их творчества)


Это да, но важной частью продуктов их творчества (в обоих случаях) являются сильно пьющие герои... Так что всё равно - загадка природы.


обратите внимание: 1) оба (хотя, по-разному) - остроумны, 2) Буковски расширяет горизонты знания женщинам о мужчинах
хотя Высоцкий тоже пил и колол, а там - совсем другая харизма;
наверное, талант не залить водкой и не заколоть наркотиком - для настоящих героев это только стимуляторы));

ведь и многие великие джазмены, не говорю о дальнейших, писали музыку под наркотиком

пьющий герой - абстракция, совсем не то, что нетрезвый собеседник)


Что они написали на новой, капиталистической почве? )


"Иностранку", как минимум. ( Довлатов )


не знаю, как понимать этот ответ
для меня это - как прокисший борщ: всё те же сцены жизни русско-еврейской диаспоры с комментариями;
кому-то интересно, мне - давно нет


не знаю, как понимать этот ответ



- Очень просто: как ответ на Ваш вопрос

Что они написали на новой, капиталистической почве? )



- не более).

То, что Вам это не нравится, не значит, что это плохо, правда? ) Довлатов живет в той жизни. О ней он и пишет. А надо было о чем-то другом? Оплошал....Вас не спросил. ( Не хочу обидеть))


не оплошал, а просто - через себя не перепрыгнешь
именно,акын: что вижу - то пишу
я спросила, что они написали нового, свежего, в каком направлении развивались
если бы все писали то, что видят (это работа журналиста), литература давно бы умерла

а Довлатова я давно прошла

и он давно не живёт


но их литература нужна, конечно, - как памятник времени


Очень понравилась ваша рецензия) Спасибо)
Мое знакомство с Довлатовым состоялось благодаря флэшмобу и началось как раз с этой книги. "Заповедник" по ожиданиям попал в точку) Еще "Компромисс" читала, тоже впечатлило.


А я вот наоборот недоволен остался, слишком много спойлеров. Ну, чем богаты...


Быть недовольным своим творением - это нормально. А тут без спойлеров сложно...