Больше рецензий
27 февраля 2020 г. 22:39
193
5
РецензияСодержание разделено примерно половина на половину - в одной критические статьи и очерки, в другой - письма. Прочитала с большим интересом.
Гюго велик. Не устану повторять... )) В качестве поэта не имеет себе равных... Пишет ли он поэзию, пишет ли он прозу, пишет ли он критические статьи, или заметки о путешествиях, или политические воззвания, или письма к друзьям - это все поэзия в чистом виде. Романтизм, как он есть, и Гюго его Последний Герой, смело можем мы сказать. :emn: Какое владение словом, какое богатство языка в этом бесконечном потоке образов... Было чудовищно жалко, что я это читаю в переводе, а не по-французски. В оригинале это все, наверно, вообще звучит божественно... Можно себе представить реакцию современников на это извержение вулкана. ))
И ведь все ощущается так естественно! Органично. Мне кажется, кто угодно другой, если бы позволил себе такие позы и возвышенные речи, выглядел бы смешно и жалко. Но для Гюго это просто само собой разумеющееся. Никто от него и не ожидает ничего другого. )) Смешным он не выглядит никогда. Может быть, временами - разве что по-детски наивным и простодушным. Над детьми не смеются...
Но в то же время - впечатления накапливаются по мере чтения - чрезмерно обольщаться тоже не стоит. )) В смысле, то. что Гюго - великий поэт, еще не означает, что он автоматически становится и великим философом, пророком и прочее в том же духе. Так что политические взгляды Гюго у меня вызывают большие сомнения. ))) Нет, то, что он пламенный сторонник революции и неустанно за нее борется - это без вопросов, никто спорить не будет... Но дойдя до горделивого высказывания, что... как там... ну, в том смысле, что тот народ настоящий и достойный, кто добился свободы, а кто не добился, тот, значит, не настоящий и не достойный... - вот тут, как мне кажется, прямо-таки ощущается подтекст, что - мы же вот добились! Тут у меня и зарождаются подозрения, на самом ли деле Гюго такой абсолютный революционер, а может, он революционер с условиями? то есть, по обстоятельствам? Ну, вот как бывает - Гюго верный сын своей Франции, там произошла ВФР, следовательно, Гюго провозглашает, что это единственная надежда человечества на лучшее будущее! И к этому лучшему будущему человечество поведет любимая Франция! И всю жизнь сражается на стороне революции. Но, если представить, что во Франции никакой революции не произошло, и сохранилась монархия, а революция произошла, скажем, в Англии... Будет ли в таком случае Гюго по-прежнему сторонник революции, и будет ли он утверждать, что это единственная надежда человечества, и признает ли, что Англия поведет человечество... Вот что-то у меня на этот счет большие сомнения! Почему-то кажется, что в этом случае Гюго нашел бы тысячу обоснований того, что революция - это кромешный мрак и ад, ужас и гибель человечества, и уж он бы тогда не рассуждал в романтическом ключе о проливаемой во имя революции крови, что это, значит, стихия и подходить к ней с обычными мерками нелепо, нужно покориться и т.д. Сдается мне, что он бы тогда с не меньшей яростью и поэтической выразительностью клеймил монстров, устроивших кровавую бойню... А Франция бы тогда у него была единственной надеждой человечества на спасение, что вот она посреди этого адского хаоса сохранила основы... и т.д. Таков человек, особенно, если он великий поэт - найдет логическое обоснование для чего угодно - и будет себя чувствовать на высоте. )))
Кстати сказать, это высказывание Гюго о достойном народе, который освободился - не противоречит ли другому высказыванию - о том, что раб это всегда животное, если он покорен, то это вьючное животное, а если восстает - то дикий зверь? Как же тогда быть? Означает ли это, что раб - это окончательный статус? И что он в любом случае не перейдет в разряд полноценного человека - остался ли он покорным в рабстве, или освободился? Или что освобождение возможно только извне? А как же тогда народ Франции, который - по Гюго - освободился сам? он тоже дикий зверь? Не поняла мысли автора. )) Так что, эти поэтические высказывания, при всей своей мощи и красоте, все же нужно воспринимать очень осторожно! я считаю... В смысле, их можно и перевернуть...
Произвели впечатление по-детски откровенные высказывания Гюго о низших расах... Ну, что вот есть великий белый просвещенный человек - европеец, есть стоящие ниже него дикие народы - африканцы там всякие, прочие... И это просто долг просвещенного белого европейца их цивилизовать и вести в светлое будущее. Гюго рисует в мечтах этот образ светлого будущего - Франция впереди всей планеты, собирает лучшие умы, ведет всех за собой к прогрессу, направляет своих деятелей в дикие земли - Африку, Азию, Южную Америку - где они будут заниматься их колонизацией... Ага, а куда денутся те, кто населяет эти земли? Забавно таки выходит - почему-то Киплинга, который тоже сказал про долг белого человека - и гораздо позже Гюго! - за это заклеймили певцом империализма, а Гюго так и считается революционером и борцом за свободу! Хотя Киплинг, по крайней мере, осознавал существование азиатов и прочих, в смысле, они для него были людьми, а не абстрактными буквами-цифрами...
Среди диких народов для Гюго есть еще и Россия. В начале все было достаточно благостно - Гюго писал, что Россия - великая нация, и наверняка имеет большое будущее, и надо внимательно приглядеться, изучить этот народ... Но долго это все не продлилось. Скоро уже началась привычная феерия. И заявления, что - вот у нас произошла революция, следует ждать, когда русские придут! Ну да, как в 1814 году... У них, надо так понимать, тогда была великая революция, и Наполеон - светоч ее, а русские пришли и все уничтожили. То, что это вообще-то Франция с Наполеоном во главе вторглась в Россию, уничтожила полстраны - не отразилось никак. Русские пришли, потому что они душители свободы. Если Гюго принимался клеймить монархию, как кровавый ужас и пережиток прошлого, то в примерах России отводилось внушительное место. Посмотрите на Петра I, восклицал Гюго, который каждый день кнутом срезал груди у двадцати женщин! М... Ну, я, конечно, не знаток истории, но что-то сомневаюсь... Зачем бы Петру этим заниматься? У него поди и без того дел было по горло... Екатерину II Гюго иначе, как блудницей на императорском троне и проституткой не называл. Хотя, как по мне, так лучше помолчал бы, со своими королевой Марго и прочими Аннами Австрийскими... )) Екатерина все ж таки занималась государственными преобразованиями, а что полезного сделала королева Марго? )) Ну, в общем, понятно все... )))
Письма подобраны так, что большую часть там заняли, можно сказать, политические. То есть, письма об изгнании, обращения к тем и этим, упоминания о выступлениях, все такое. Понятно, что жизнь у Гюго шла бурная и насыщенная событиями. Хотя бы с этим потоком переписки. Правда, хотелось бы еще понять, последовали ли какие-либо результаты. Вот как, например, после поражения Парижской Коммуны Гюго писал какие-то письма в поддержку осужденных коммунаров - чтобы их не отправляли на каторгу в заморские поселения. Так отправили или нет? Непонятно. Но хоть вступился... О! мне вдруг пришла мысль - а не являлся ли Гюго в те годы, при тех обстоятельствах - в 50-70-е году XIX века в Европе - неким подобием Маяковского с его Окнами Роста? ))) Революционная поэзия и публицистика... Плакатная форма... Агитация и пропаганда... )))
Статьи, очерки.
"Хотя дело историков-космополитов, по-моему, важнее и мне более по сердцу, я не противник историков-патриотов - напротив. Первые нужнее человечеству, вторые - своей родине."
***
"У Вольтера всегда под рукой ирония, как у маркизов его времени была на боку шпага. Это нечто тонкое, сверкающее, блестящее, отполированное, красивое, оправленное в золото, украшенное алмазами, - но оно убивает."
***
"Кто осмелится упрекать его поэзию в несовершенстве, когда дымящийся кровью топор революции покоится поверх его творений?"
***
"Среди того смятения, в котором пребывают сейчас умы, говорить еще опасней, чем молчать; но когда речь идет о том, чтобы просвещать других и просвещаться самому, нужно думать о долге, а не об опасности."
***
"... Все эти условные термины, которыми обе партии перебрасываются, словно мячами, все эти обозначения без смысла, выражения, ничего не выражающие, туманные слова, которые каждый понимает так, как подсказывает ему его ненависть и его предрассудок, и которые служат аргументами только тем, у кого нет аргументов."
***
"Новая литература... Что за важность, если она - плод революции? Разве жатва хуже от того, что злаки созрели на вулкане?"
***
"Считать себя выше общественных интересов и национальных нужд, отказаться от всякого духовного воздействия на современников, эгоистически замкнуться в личных переживаниях, отстранившись от жизни всего общества, - все это для писателя заблуждение почти преступное."
***
"Как всякого создателя нового, Вальтера Скотта и посейчас донимают назойливые критики. Это неизбежно: кто расчищает для посева болотистую почву, должен примириться с тем, что вокруг него квакают лягушки."
***
"Мы пожалели бы город, где рынок переполнен, а церковь пуста..."
***
"Всё еще повторяют и, вероятно, будут повторять: "Следуйте правилам! Подражайте образцам! С помощью правил были созданы образцы!" Позвольте! В таком случае есть два рода образцов: те, которые были созданы согласно правилам, и те, согласно которым эти правила были созданы. Так в какой же из этих двух категорий должен найти себе место гений?"
***
"Автору этой книги лучше, чем кому-либо известны многочисленные и грубые недостатки его произведений. Если ему слишком редко случается исправлять их, то лишь потому, что он не любит возвращаться к остывшему произведению. Да и что из всего написанного им стоит таких хлопот? Труд, который он затратил бы на уничтожение недостатков в своих книгах, он предпочитает употребить на исправление недостатков своего ума. Его метод - исправлять произведение лишь в новом произведении."
***
"Поражают блестящие политические карьеры, возникшие буквально из ничего за одну ночь после революции. Политический деятель - словно гриб после дождя."
***
"Ужасен этот плод революций! Головы катятся по обеим сторонам лемеха, вспахивающего борозду."
***
"И разрушать, и строить заново следовало не сразу, нужно было делать это терпеливо и внимательно, щадя интересы, которые прячутся под старыми социальными зданиями и так часто пускают молодые зеленые побеги. В час, когда все рушится, нужно создать временный приют для всех интересов."
***
"Наши дряхлые палаты рождают ныне множество маленьких законов, безногих калек, которые, едва родившись, трясут головой, словно старухи, и не имеют уже зубов, чтобы вонзить их в зло."
***
"Мятеж есть затор из новых интересов, новых идей, новых потребностей в слишком узких дверях старой политической постройки. Все хотят сразу же прорваться ко всем социальным благам. Поэтому редко бывает, чтобы революция не начиналась с выламывания дверей."
***
"Самое верное средство быть правым в литературе - это быть мертвым."
***
- Вы дьявол! - вскричали советники.
- Вы дураки! - ответил он.
Но постепенно они успокоились и вступили в переговоры. Ведь дьявол умен - на то он и дьявол."
***
"Христос сказал: "Войдите в мой храм", священникам следовало бы держать двери храмов всегда открытыми, однако церковные сторожа запирают их, дабы заработать тридцать су."
Письма.
"Одно из самых сильных потрясений в жизни - то, которое вырывает из сердца старую и глубокую дружбу."
***
"Гордитесь вашим званием рабочего. Все мы - рабочие, даже сам господь бог."
***
"Никогда не нужно обвинять или судить провидение. Ведь если подумать, это великое счастье, что наши сыновья были в тюрьме в эти дни!"
***
"Я сражался, я выполнил свой долг; я побежден, но счастлив. Удовлетворенная совесть - это безоблачное небо нашей души."
***
"Моя книга подвигается. Я ею доволен. Я прочел друзьям несколько страниц, они произвели большое впечатление. Думаю, что это будет чувствительным воздаянием разума грубой силе. Чернильница против пушек. Чернильница сокрушит пушки."
***
"Где он, моя родина? Покажите мне ее! Нет для меня родины там, где нет свободы."
***
"То, что делает бог, он делает хорошо. Но когда орудием бога служит человек, орудие это подчас вырывается у него из рук и режет вкривь и вкось, вопреки воле мастера."
***
"Мне хотелось бы, если бог даст мне силы, увлечь толпу на горние высоты; однако я не скрываю от себя, что ей там трудно дышать."
***
"Сегодня 30 июля 1861 года, в половине девятого утра, при чудесном солнце, которое светило мне в окна, я закончил "Отверженных". А известно ли вам, куда привел меня случай, чтобы закончить эту книгу? На поле битвы Ватерлоо. Вот уже шесть недель, как я укрылся в этих местах. Устроил себе логово в непостредственной близости от льва и написал здесь развязку моей драмы. Именно здесь, на равнине Ватерлоо, и в том самом месяце, когда произошла эта битва, дал я свое сражение. Надеюсь, что я не проиграл его."
***
"Из всех тюрем мне лучше всего знакомо изгнание. Вот уж скоро шестнадцать лет, как я мечусь в этой клетке. Тюрьма может быть очень больших размеров."
***
"Исходом этой войны может быть только конец войнам, исходом же этого страшного столкновения монархий - только Соединенные Штаты Европы. Вы до этого доживете, а я - нет. Я предсказал их. Я первый, 17 июля 1851 года, произнес среди улюлюканья эти слова: "Соединенные Штаты Европы". Никогда пророкам не дано узреть земли обетованной."