Больше рецензий

26 февраля 2020 г. 19:26

2K

4 Синдром Мартина Идена

«Век Джаза» и великолепный Фицджеральд, прекрасный вариант чтения на ночь, правда в результате прочтения данной книги пришлось лечь на четыре часа позже обычного, но это того стоило…Сразу хочу отметить, что здесь я не буду говорить о экранизации книги, так как сказано о ней много, по этому всех кто не смотрел призываю, после прочтения посмотреть последний фильм с Л. ДиКаприо в главной роли испытаете сразу двойное удовольствие, особенно от атмосферы золотого века джаза, контрабанды алкоголя и самой эпохи 20-30-х годов XX века.
«Если тебе вдруг захочется осудить кого-то, вспомни, что не все люди на свете обладают такими преимуществами, которые обладал ты». Этой фразой, которой предостерег отец Ника еще в детстве, автор начинает свое повествование. И здесь читателю сразу становится понятно, что в теме романа будет замешан вопрос отношения буржуа и простого человека. Главный герой, а именно Гэтсби кажется мне очень созвучным с персонажем Д. Лондона, а именно Мартином Иденом, не правда ли? Посудите сами, чтобы завоевать Дэзи, Гэтсби становится богатым, он устраивает шумные вечеринки, для того, чтобы о нем говорили, заводит влиятельных знакомых, покупает дом, неподалеку от своей возлюбленной, в надежде встретить ее на одном из таких званых вечеров и предстать пред ней во всем блеске своего богатства и статуса. А Мартин Иден в сою очередь, пытается стать писателем, ради того, чтобы разбогатеть, что даст возможность получить ему высокий социальный статус и завоевать свою возлюбленную Руфь Морз, которая не может к серьезно относиться к простому неотесанному моряку. Похожи и героини (Дэзи и Руфь), не блещут умом и являют собой образ мещанства как такового. Для них красивые вещи, богатство, званые приемы и статус гораздо важнее простых и настоящих человеческих чувств. Они в принципе не способны на любовь, к другому, так как их любовь к себе и вещам, гораздо сильнее. Даже в роддоме, когда Дэзи узнала, что у ней родилась дочь, а не сын, она лишь вскрикнула: «Дай только бог, чтобы она выросла дурой, потому что в нашей жизни для женщины самое лучшее быть хорошенькой дурочкой». Тем самым раскрывая свой образ, женщины, которая терпит измены мужа, лишь для того, чтобы вести образ буржуа и быть причисленной к высшему свету. Гэтсби в свою очередь настоящий, такой же искренний как Иден. «Он улыбнулся мне ласково, – нет, гораздо больше, чем ласково. Такую улыбку, полную неиссякаемой ободряющей силы, удается встретить четыре, ну – пять раз в жизни». Гэтсби сделал все, чтобы добиться положения в обществе и стать богатым. В соре с мужем Дэзи Томи он негодует: «Она вышла за вас только потому, что я был беден и она устала ждать», оправдывая свою возлюбленную. Которой в свою очередь хватило небольшого скандала в «Плазе», который посеял лишь маленькое зерно неуверенности в богатстве Гэтсби, что заставило ее отвернуться от него и остаться со своим мужем. Только безвременная смерть, от чужой руки Гетсби, по моему мнению, не дал ему впасть в синдром Мартина Идена. Да, да такой синдром официально принят в психологии. Ведь если бы он остался жив, он бы узнал о том, что Дэзи осталась с мужем и выбрала Тома, выбрала сытую жизнь буржуа вместо настоящей любви. «Они были беспечными существами, Том и Дэзи, они ломали вещи и людей, а потом убегали и прятались за свои деньги, свою всепоглощающую беспечность или еще что-то, на чем держался их союз, предоставляя другим убирать за ними». А с чем бы остался Гэтсби? Со своим статусом и деньгами, но ведь он завоевывал его и зарабатывал их только ради своей любви к Дэзи, а если она не с ним, то зачем ему все это? Думается, что конец жизни Гэтсби был бы в любом случае трагическим и несмотря на свою волю к жизни, как и у Мартина Идена у него бы хватило сил на самоубийство, так как зачем жить, без мечты, тем более той, которой не суждено сбыться несмотря на титанические усилия…

Комментарии


Я очень люблю экранизацию с ДиКаприо, и всё же, если не смотрели, советую посмотреть фильм 1974 года тоже (в нём Гэтсби играет Роберт Рэдфорд, и как раз он изображён на обложке вашего издания). Он совершенно другой, более сдержанный - я бы сказала, в нём меньше джаза, но больше вот той самой замкнутости, которая сквозила за внешним фасадом человека-праздника.


Спасибо, фильм 1974 г. я конечно смотрел, но здесь не о фильмах, а о книгах. По этому мы все понимаем иронию Фицджеральда, когда он выбрал название Великий Гэтсби для своей книги. Ведь герой книги, так и фильма - ДиКаприо или Роберт Редфорд совсем не велик, он запутан и наделил себя любовью к совершенно недостойной того барышне Дэйзи. А то как это подал Редфорт, безусловно более галантно и манерно не идет в сравнение с персонажем последнего фильма, но ДиКаприо играет гораздо наивнее чего и стоило ждать от настоящего Гэтсби. Более наивного и простого, чем ожидает читатель и что на самом деле автор вкладывал в него изначально. Спасибо за комментарий.