Больше рецензий

30 ноября 2011 г. 15:33

809

3

  Это не рассказ о великих делах. Это история о двух людях, путешествовавших вместе по выбранному пути <...> Было ли наше представление о мире слишком узким, слишком частным, слишком поспешным? Не были ли наши выводы чересчур суровыми? Может быть. Но это бесцельное путешествие по огромной американской земле изменило меня более чем я ожидал: я уже больше не я, по крайней мере, изнутри.
(Эрнесто "Че" Гевара, "Дневники мотоциклиста")



  Сложно писать рецензию на эту книгу. Почему? Ну, для начала, потому, что это не роман, не смотря на 500 страниц обьёма. Это шатокуа. Что такое шатокуа? Мотоцикл -- не машина, когда ты в пути на мотоцикле, особо со спутниками не пообщаешься. А если твой путь пролегает через прерии, или пустыню Мохаве, то и отвлечься на разнообразие ландшафтов особо не получится. Остается одно: вести неспешный разговор с собой, ну и заодно, с читателем. Это и есть шотакуа. Шотакуа будет о мотоциклах, дзене и Федре.

  Своё шотакуа автор начинает с мотоцикла. И тут первый респект. Забегая вперёд, скажу, что к мотоциклам, инструменту, пластичности металла и чувству "в меру затянутой" гайки он ещё не раз вернётся. Чувствуется не столько вжатый в стандарты ГОСТов инженер, сколько мастер, опытный слесарь.

Новые машины начинают жизнь привлекательными незнакомцами, и в зависимости от того, как к ним относятся, либо быстро деградируют до скверно работающих ворчунов или даже калек, либо превращаются в здоровых, добродушных друзей-долгожителей.

Фишка в том, что мотоцикла два. Один -- вполне реальный, "классический", он довольно древний, греется и барахлит при подъёме в горы, автор периодически травит байки о разных забавных случаях с ним связанных. Но речь, в основном, не о нём. Второй мотоцикл -- чисто гипотетический, "ощущение мотоцикла" ты не видишь, но ты чувствуешь. Вт оесть такой типочек эпизодический, Джон, у него БМВ Р-60 (адский сплав МТ и ИЖ). Так вот, он в устройстве мотоцикла ни в зуб ногой, если что -- сразу на СТО. Он понимает, что у него движок захлёбывается, а как это зависит от высоты над уровнем моря и что надо покрутить, чтобы настроить он не знает. Просто чувствует, что с мотоциклом в целом что-то не так. Такое, чувственное восприятие мотоцикла автор называет "романтическим" и противопоставляет "классическому" И тут шатокуа плавно приходит

  К дзену. В числе многих риторических приёмов, Пирсиг активно пользуется дедуктивным и индуктивным методами доказательств. Педантично и неспешно (спешить ему некуда, ехать ещё долго) разбирая мотоцикл на части, рассматривая каждый узел то с конструктивной, то с функциональной точки зрения, он проводит неожиданные и весьма точные параллели как с повседневной жизнью, так и с глобальными вопросами восточной и западной философии. Звучит всё очень убедительно и вполне очевидно. Кажется, вот, понял о чем это, все просто и стройно. Но тут вмешивается

  Федр. Третий, после мотоцикла и дзена, герой этого шотакуа. Эта сюжетная линия показалась самой сложной для восприятия. Федр -- преподаватель риторики и с философскими трактатами знаком не по наслышке. О его жизни мы от автора узнаём лишь бессвязные обрывки, случайные сцены, зато о его поисках дао (ну, или, если хотите, личной концепции мироздания и своего в ней места) мы узнаем всё. Он пытается увязать Восток и Запад, найти зависимость между реальным и чувственным, между "романтическим" и "классическим", примирить физиков с лириками. И "пытается" он все 500 страниц. Находит решения логических несостыковок. Опираясь на Канта, Лао Цзы, греческих классиков и вполне современного Пуанкаре, спорит с профессорами и самим собой, ставит психологические опыты над студентами и бесконечно рассуждает, срываясь порой в паралогизмы (да, я ещё и такое слово знаю) и опять находя достойное объяснение логической ошибки. Вспомнился почему-то Виктор "наше_все" Пелевин -- Федр приходит все к тому же: экзистенциализму, абсурду и, в конечном итоге, к полнейшей Пустоте.

  Вы ещё не забыли, что мы едем? Да, легко забыться Из глубин сознания автор выныривает крайне редко, чтобы очередными тремя предложениями нарисовать случайную путевую картинку

   Дорога снова поднялась к соснам, но по карте я вижу, что это ненадолго. Вдоль трассы -- рекламные щиты каких-то курортов, под ними -- дети, словно часть рекламы, собирают шишки. Они машут нам, а самый маленький мальчик роняет свои шишки.



  Опять длинно получается =(. Хватит о Федре, скажу только, что выйдя из ступора от осознания Пустоты он, в отличии от Пелевина, рискнул сделать ещё один шаг вперёд, и пришел к вообще революционному, что ли, заключению, но вот тут уже надо читать =)
  К чему я это -- о мотоцикле, да об этом Федре? Тут кто-то из рецензентов писал, что не нашел в этой книге дзен(впрочем, было бы очень странно, чтобы он нашел его в отдельно взятой книге). Так вот, не знаю как дзен, но буддизм тут точно есть. Это и поход в горы для уединения и абстрагирования, медитации и даже реинкарнация,. В конце концов, автор приходит к вполне ожидаемому выводу что Будда -- он везде, и в трудах Платона, и в ремонте мотоцикла.

  И бегло, по привычке:

  Не понравилось: Герои. И рассказчик, и Федр. Дело в том, что за спиной рассказчика на мотоцикле сидит его сын, Крис. О нем автор вспоминает, в основном, только на привалах. И то, с сыном у него разговор не вяжется, и у парнишки -- а ему лет 12 вроде,-- постепенно недовольство переходит в панический страх: "А чё это папа молчит напостой, что-то себе шифрует, спросишь о чем думает -- отделывается общими фразами, куда едем -- не говорит..." Папу понять можно, он постиг дзен через мотоцикл и ему в прикол покататься и поговорить с самим собой, но ребёнка-то зачем мучить? Федр похож на рассказчика, он тоже глубоко эгоистичен и самоуглублён, человека, как такового, он воспринимает либо как оппонента, либо как статиста, только подтверждающего его теорию. Мдя, мегаломания это не хорошо.
  Скучновато, вот что. Это не совсем развлекательная художественная литература, не для беглого чтения. Игры разума это, конечно, интересно, но в таком объёме и при такой скрупулёзности, скользить взглядом по тексту, не вдумываясь понимать о чём это -- мне пока не под силу. Местами приостанавливал прокрутку текста чуть на каждом абзаце. Опять же, автор и лирический герой легко раскидываются философскими терминами и ссылаются на непопсовые источники, так что не будь под рукой википедии -- мне было бы гораздо сложнее во всём этом разобраться. Ну и финал не очень убедительным показался.

  Понравилось: свежий, современный взгляд на вещи, красивенько адаптированный для Америки-Европы буддизм, занимательные логические кульбиты, периодически проскакивающие шутки, повторюсь, слесарно-мотоциклетная линия. Ну и доля увлекательности в этой истории есть, интрига сохраняется почти до конца.

  Итог: на счёт рекомендации "Маст рид" от yrimono согласен не до конца, если и маст, то не для каждого, книжечка очень на любителя. Утомило, конец читал через силу, так что троечка.

Комментарии


В своё оправдание могу сказать, что сам с первого захода не осилил, но настолько часто в своё время встречал отсылки к сабжу, что пометил себе, как обязательно добить.
Рецензия понравилась, так держать.


Знаю, ты сам как-то упомянул, что не дочитал. Хотел ещё поиздеваться над тобой по этому поводу. Неплохо, но Пирсиг уж слишком многословный (ну да, кто бы говорил)


Я и не говорил, что будет приятно, просто "надо".

Пирсиг уж слишком многословный (ну да, кто бы говорил)


Хыыы


Мотоциклы и буддизм... вероятно из-за последнего рассказчик не уделяет внимания сыну, как в той легенде про Басё.


Качественная рецензия. Побольше таких.


слишком количественная, вот с этим надо бороться.