Больше рецензий

24 февраля 2020 г. 22:04

536

4 Быть можно дельным человеком и думать о красе убийств

Фильмы Хичкока я не смотрела и после знакомства с его биографией смотреть не буду. Совершенно далёкий от меня типаж - вот уж с кем общаться не захотела бы и не смогла. Дело не в том, что "соображения морали" в нём "слабее любви к кино" - но абсолютно не знаю, о чём бы поговорить с человеком, который сорок лет мечтал снять удушение с изнасилованием в ванне.
И таки снял.
Акройд очень круто (сжато) описал и сцену, и работу над ней, и чувства Хичкока:

Центральный эпизод фильма – убийство в ванной, и его вполне обоснованно называют самой запоминающейся сценой в истории кино. Пронзительные звуки скрипок усиливают воздействие на зрителя, но самые мощные эффекты достигаются точным и искусным монтажом. При работе над этим эпизодом быстрота не имела значения, и вместо девяти минут в день сорок пять секунд экранного времени снимались семь дней. Было задействовано семьдесят точек съемки, и требовалось соединить семьдесят восемь фрагментов фильма. Хичкок говорил, что в трудоемком процессе монтажа «мы уплотнили его и задали темп». Позже он добавил: «Все возбуждение в процессе убийства достигалось за счет монтажа».


Извините за длинную цитату, но в ней есть всё, за что я высоко оценила текст. Краткий, но ёмкий стиль автора. Занимательные факты о кино. И яркое описание личности, про которую пишется книга.

Хичкок никогда меня не интересовал, потому не знаю, на сколько Акройд точен в деталях биографии и точности диагнозов. Но портрет получился колоритным. И на всю голову больным. Всего боялся, сплошные комплексы, тяга к злому шутовству и кровавым изнасилованиям, мизантроп, эротоман, весельчак, латентный гомосексуалист и прочее, прочее. Пренеприятная личность. Но искренне увлечённый кино. Более того, никогда не задумывалась, что этот режиссёр стоял почти у истоков, начал с немого кино, прошёл все эволюции и революции киноистории, и даже был первым, кто показал на экране унитаз.

Ту самую, "самую запоминающуюся", сцену в ванной я не видела, но некоторые эпизоды из хичкоковских фильмов, конечно, попадались на глаза. Меня не занимают его темы, но в меру восхищает, как он играет светом и тенью. Может быть, слишком нарочито, слишком напоказ, но ведь эффектно выглядит. Иногда и без полутонов получается рассказать интересную историю. Для глаз ;)

Насколько я поняла из книги, Хичкок хотел (технично) показывать и (до инфаркта) пугать, (до поноса) пугать и (денежно) показывать. От глубокого или даже поверхностного смысла в своих фильмах он старательно открещивался. Вот ведь невротик невротиком, а в итоге делал именно то, что хотел ;) И экспериментировал вовсю и на деньги не забивал. Лаврами интеллектуального режиссёра не грезил, так их логично и не получил. Хотя французы баловали его арт-хаусными статусами. Мотивы мне не совсем понятны, так что будет повод почитать беседы Трюффо с Хичкоком.

Стиль автора, как я уже говорила, мне весьма приглянулся. С удовольствием продолжу знакомство с ним (как биографичное, так художественное)))

***
Большое спасибо за киносовет в лампомобе-2020, lyuda_radon !
Нон-фикшн, тур 74

Комментарии


Спасибо за рецензию. Мне нравится как Акройд пишет. Читала у него кроме этой еше биографию Венеции и фантастику.


Пожалуй, Венецию тоже в виш утащу)
А мне ж теперь надо по годовому мобу на мувилиб смотреть "Марни"... И прям не знаю. Буду ждать, когда притупится впечатление от личности режиссёра - о том, что он снимал фильмы для отработки своего желания убивать и насиловать... С другой стороны, подумала, а ведь какой молодец - сумел психопатические особенности превратить в творческий процесс!


Пожалуйста)

И не просто в творческий процесс, но еще и заработать на этом денег. Да и семья у него была.
Удачи с фильмом)


Хичкок странный режиссёр, но достоин уважения как "маниак искусства" своего.
Набоков с нежностью вспоминал об одном его фильме: Неприятности с Гарри.
По иронии судьбы это оказался единственный фильм-комедия у Хичкока.
А ведь он приставал к Набокову и со сценариями, один из которых его заинтересовал: про юную девушку из монастыря, которая выходит в свет и попадает в гостиницу своих родных, на мансарде которой лежит прикованная мать-семейства, которая всем и руководит своей властной рукой: она ещё не знает что это притон.
Интересно, что со всем этим сделал бы Набоков?)


А у Акройда написано, что Хичкок обратился к Набокову один раз, но Набоков "не клюнул".
Эту цитату я, конечно, утащила в закрома:

В ноябре 1964 г. он отправил письмо Владимиру Набокову с наметками сценария об ученом, который бежит в Восточную Европу, прихватив известные ему секреты; жена поддерживает его, но затем понимает, что он двойной агент, работающий на американцев и похищающий секреты Восточной Германии. Убедительная история, которую Набоков мог сделать еще увлекательнее. Хичкок сообщил писателю, что сценаристы, с которыми он работал прежде, «обычно адаптировали чужие истории. Вот почему я пропускаю их и обращаюсь непосредственно к вам – писателю». Набоков не клюнул.


Фильм про Гарри меня как раз заинтересовал (потому что комедия)) и потому что там дебютировала Ширли Маклейн. Жаль, что в единственной комедии своей он не снял в главной роли одного из любимых актёров, бывшего циркача, Кэри Гранта.


Спасибо за твою крутецкую рецензию, дочитала вчера книгу и мне тоже понравилось))
Хотя сам Хич тот еще какаш)


А мне еще два фильма его по мобу надо посмотреть)))


по годовому?!) это кто ж тебя так любит?)
А мне один по годовому и несколько я просто теперь хочу посмотреть)


Хто, хто... Заразушка))) я их в классики вставила, идеально вписались. Дело за малым))) осталось...эээ...29 дней...


а какие фильмы?)


Окно во двор и Марни


о! Вот Окно во двор планирую посмотреть!)
Марни - нет)
У меня вот Психо в Классиках и в годовом) надо будет глянуть)
Я ваще тут недавно смотрела сериал "Мотель Бейтса", как раз по мотивам Психо снят, очень крутой, надеюсь сам фильм будет не менее интересным)


Посмотрела Марни... Бред какой-то))) Сама история хорошая, но как же смешно и занудно снято!


фу, не люблю занудство, хорошо, что этого фильма нет у меня в више)
но аннотация действительно интересная)


Окно получше, но "разумность" персонажей под большим вопросом. В общем я поняла, что Хичкок клал с прибором на логику и психику))) Натягивал на глобус то, что ему хотелось, чтобы снять ракурс, сцену. А стройность сюжета - в топку.
Но здесь хоть юморочек есть и кастинг нормальный.

В Марни Шон Коннери смотрится нелепо, как корова под седлом. От его типажа, глаз этих хитрющих, ждёшь какого-то укола, атаки, подлости даже, может быть. А он там типа психолог благородный. Да ну) Не верю.

В "Сладкой женщине" помню такой же диссонанс актёра и роли. Янковский там играет честного, до отрыжки правильного парня. А я до титров ждала, что он квартиру обворует.


ну после прочтения книги, я совсем не буду удивляться Глобусу xD
надо будет посмотреть и скорее уже отчитать в Классиках, блин)


Классики ждут... Вот мне ещё два фильма по мобу...


Классики ждут конечно, как и мой моб 2016-го года))
А у тебя всего-то два фильма!!! ты все успеешь)


И я успела!)))
Сериальчики мне, фэнтези да комедии, подготовь на именной совет!