Больше рецензий

snob

Эксперт

Сноб Лайвлиба

24 февраля 2020 г. 16:22

3K

4 От заката до рассвета

Люблю читать про то, как мир падает в тартарары. Будь это конец света на шее Черного Лебедя или апокалипсис по библейской планерке – неважно. Как только появится необходимость выживать – мстительный и чрезмерно эгоистичный хомо даст волю обезьяне внутри себя. Сорвет с неё кеды из морали и доброты. Но самое смешное другое. В художественном вымысле такого типа, в романах или в фильмах, обязательно встречается персонаж, неподдающийся общей истерии. Он – одиночка, выступающий против группировки из вражеских обезьян. Герой 21 века, который сохраняет в своей кепке козырек надежды на человечность.

С этим романом все не совсем так. Во-первых, я обожаю ситуации, где участники вынуждены рефлексировать в закрытых пространствах. При этом демагогия о сюжетных вопросах а-ля, с чем связана, например, необходимость сидеть в клетке, не столь важна. Персонажи в такие минуты раскрывают себя с помощью рассуждений, воспоминаний/прогнозов и поведения. Картины на стенах не меняются, заставляя писателя углубляться в человека, а не в контекст. Во-вторых, в этих историях становится особо заметна мысль, что бездействие есть действие. Можно более отчетливо пронаблюдать, как изменение приходит в образ через внутреннее. Ну и, в-третьих, в "Игроке" нет ярко выраженного героя.

Карен жарко, она потихоньку расстегивает две верхние пуговицы на платье, надеясь, что люди не примут ее за шлюху.

Одним из таких участников является Карен. Сорокалетняя женщина, которая летит в самолете на свидание в бар. Метафору я оценил, мне понравилась мысль про улетевшее… время. Но не суть. Карен разведена. В окне она изредка ловит своё отражение, вспоминает странности дочери и молодость. Глазами озабоченного подростка, сидящего рядом, Дуглас показал, насколько эта женщина сохранила в себе соблазн. Получилась… такая сексуальная тетка, которая в состоянии продемонстрировать средний палец незнакомцу. Спустя мгновение Карен уже открывает двери "Камелота", и вышагивает к барной стойке, на встречу с рыцарем круглого живота.

Люк часто цитировал в своих проповедях Шекспира, приправлял свои речи возвышенными афоризмами, чтобы казаться умнее. И его прихожане тоже чувствовали себя умными.

Следующий из "четверки" – Люк. Бывший пастор, который кинул прихожан, набив свои карманы чужими деньгами. Сейчас он тоже облокотился на барную стойку и смотрит в пустоту. Именно с этим персонажем связаны основные диалоги о потере веры в Бога и проблематике поведения церковников. Забавная строчка из его досье – любит щегольнуть цитатами из Шекспира. Ключевое в образе – скрытая жестокость, которая, по всей видимости, выступает в роли авторской иронии. Люк устал слушать нытье верующих о тяготах сего бытия. Святой Грааль переполнился. Теперь Люк отрывается и ищет праведными глазами юбку покороче.

Я помню число «пи» до тысячного знака после запятой.

К слову, о юбке. Рейчел. Один из самых странных персонажей, про которых я читал. Она красива, я бы даже сказал, стройна, молода и сексуальна. Этот мираж является украшением сегодняшнего вечера в баре. В клиническом смысле у девицы нет чувства юмора. Да и вообще у Рейчел проблемы с интерпретацией звуков, поступков, метафор и всего иного, чем пользуются люди в своих буднях. Её образ дополняется слепотой на лица и дисфункцией правого полушария. Из чего вытекает явная проблема с социализацией. Думаю, никто не угадает причину, из-за которой Рейчел решила заскочить в бар.

Рик хотя бы научился слушать, а женщинам нравится, когда их слушают. Во всяком случае, принято так считать.

Ну и, собственно, какая барная стойка обойдется без своего короля. Рик. 37-летний трактирщик, который перестал слушать свой внутренний голос (может, в этом и есть вся проблема человечества?). И с тех пор больше не употребляет алкоголь. Бармен в завязке – уже звучит иронично. Рик обладает проницательным умом, печалью и жалостью к своей жизни. Себя он так и называет – одноразовый персонаж во вселенных посетителей. В отличие от Люка, которого грузили историями о грешках, Рику каждый вечер рассказывают об успехе. Я тут задумался, а насколько хватило бы меня, чтобы не заткнуть свой внутренний голос.

А дальше по наитию.
Четверо встретятся у барной стойки.
Экономика словит коллапс. Люди начнут убивать друг друга за бак бензина.
Рик выпьет и прижмёт её к стене. Ведь когда мир сходит с ума, это лучшее время, чтобы закрыть дверь и обнять женщину.


В романе 2010-ого года есть важный нюанс. Повествование идет по кругу, от одного участника к следующему. Т.е. в форме текста присутствует своеобразная замкнутость. При этом какие-то внутренние мысли трансформируются в лейтмотив, и перетекают в тезисы других персонажей. Благодаря чему, в воздухе чувствуется коллективное бессознательное, где личности сливаются в одну - в того самого Игрока. Последний рассуждает о многих вещах. Например, чему научился тот или иной персонаж на страницах.

Выглядит это неплохо.

Her gone and a note
Says only after dark

Комментарии


Я тут задумался, а насколько хватило бы меня, чтобы не заткнуть свой внутренний голос.


И что надумал?)

Забавная строчка из его досье – любит щегольнуть цитатами из Шекспира.


Ты меня натолкнул на старую мысль об образованном священнике. Как думаешь, это вообще реально гармонично совместить - хорошее светское образование и служение богу?


Что мой голос вполне таки неворчливый.)

хорошее светское образование и служение богу?

Лично таких не встречал.
Ну видел, если только в каких-либо программах, эфирах, где ставили вопросы верующему, атеисту, агностику. Но там тоже, спорно.
Все зависит от того, что ты вкладываешь в эти два определения.
Потому что для кого-то образование не мешает служению. Что тоже сойдет за рациональное мнение.) Но мне ближе мысль, что образование, в плане критического мышления, как раз таки убирает служение мифу.


Что мой голос вполне таки неворчливыйНо мне ближе мысль, что образование, в плане критического мышления, как раз таки убирает служение мифу.


Я тоже всегда так думала, но порой возникают сомнения. Помню, у меня был директор школы, от которого просто веяло образованностью. Много читал, кандидатская, преподавал философию. И богословие, кстати. Но даже тогда, когда смотрела на него еще детскими глазами, видела больше образованного человека, а не священника, коим он и был. Может, когда-то снова его встречу, тогда яснее картинка будет...


Это же сложные нюансы. На моей памяти, мне такие не встречались.

И, кстати, да.
Гораздо интереснее посмотреть на такого человека по истечению лет 10 - 20.


Если тебе не встречались, но на моей памяти это только один человек. А потому и сложно. Вообще, люблю сложных людей...

Гораздо интереснее посмотреть на такого человека по истечению лет 10 - 20.

Лично мне пока сложно просто географически посмотреть на того человека. Убейте меня, но я бы уговорила его на виски))))


Следующий из "четверки" – Люк. Бывший пастор

Мой взгляд всегда цепляется за образы церковников в литературе) Ты вот любишь юбки, а я - сутаны) Но, мне кажется, здесь опять противоречие человека от бога достаточно топорно противопоставляется совсем не божественным качествам. Мне всегда хотелось найти такого священника от литературы, в котором противоречие бы основывалось на не столь прямолинейном конфликте. Например, Бёлль назвал уверенность человека в том, что его грехи непрощаемы, ничем иным, как формой высокомерия, которую легко спутать со смирением. Вот что-то такое должно быть в образе священника, чтобы я захотела его понять


Мой взгляд всегда цепляется за образы церковников в литературе)

Вот мой тоже. Только я каждый раз жду, что придет некто и вступит с ним в спор. Т.е. мне не интересен внутренний мир священника. Мне интереснее спор во внешнем, с другим персонажем.

И знаешь, я не могу вспомнить ни одного священника, который бы мне был приятен в литературе. Говорят, у Кронина есть в какой-то книге. Но это ни "Цитадель", ни "Древо". Вроде бы, Ключи от царства.


Только я каждый раз жду, что придет некто и вступит с ним в спор.

В каком-то смысле, бОльшая часть романа "Поющие в терновнике" есть спор между Ральфом де Брикассаром и Мэгги Клири) для меня, наверное, образ Брикассара пока самый яркий в контексте священников

У Бёлля мне был нейтрально приятен священник в "Ангел молчал". Но он там занимает не слишком много места. Кронин для меня как-то пустоват что ли, мне в нем чего-то не хватает. Но вот как раз в "Ключах от царства" он, по-моему, положительный герой, миссионер


Поющие в терновнике

Прочитаю его в этом году.

А научпоп/эссе на тему религии почитываешь?
Например, «Объясняя религию. Природа религиозного мышления» Паскаль Буайе
или
«Почему я не христианин» Бертран Рассел


Скорее нет, чем да) я читала книгу об истории протестантизма и отдельные статьи на отдельные темы. Меня больше интересует история религии, чем ее природа)


Так понимаю, история какой-то одной религии?


Интересуют меня авраамические религии, но об иудаизме знаю только по верхам, а вот ислам и христианство интересны для меня. Про ислам, наверное, даже больше знаю)


При этом демагогия о сюжетных вопросах а-ля, с чем связана, например, необходимость сидеть в клетке, не столь важна.

Ага. А почему так?
Меня так хорошо выбила нереалистичность и в принципе высосанная из ниоткуда "катастрофа".

"Тётку" тебе так и не простила.
Но написал хорошо.
Только я так и не поняла, почему тебе роман понравился. Вот чем, Саш? Легкостью чтения? Разбавленностью, которую он привносит в будни?
И что тебе в романе не понравилось? Это я тебе мщу за твой вопрос о том, что мне понравилось.))


Ага. А почему так?

А почему бы и не так?)
Я могу поверить сюжету.. и представить, что выхода из тупика нет. Правда, пока интересно следить за персонажами, разумеется. Как только наступает скука, то уже могут возникнуть логичный вопрос - а почему, собственно, мы сидим.

"Тётку" тебе так и не простила.

Вредная ты.)

Только я так и не поняла, почему тебе роман понравился. Вот чем, Саш? Легкостью чтения? Разбавленностью, которую он привносит в будни?

Скорее.. отвлеченной темой/сюжетом. Я такое редко читаю. А тут немного женщин в замкнутом пространстве. Плюс, контраст между поздней зрелостью и молодостью. Ну и манера автора выражать мысль, да, не царапала глаза. Кроме повторов.

И что тебе в романе не понравилось? Это я тебе мщу за твой вопрос о том, что мне понравилось.))

1. Повторы.
2. Слишком много воды в главах игрока.

Как-то так.)


Я могу поверить сюжету.. и представить, что выхода из тупика нет.

То бишь, тебе нормально читалось, что цены на нефть резко возросли без каких-либо на то причин, а потом какой-то взрыв, и люди друг друга убивают либо умирают от токсичной тучи какой-то? Вообще ничего не смутило, серьезно?

Правда, пока интересно следить за персонажами, разумеется.

Мм... Мне сложно понять такой подход, потому как искусственно созданные условия, не прописанные до мелочей правдоподобности, для меня перечеркивают героев. Потому что их нет, ситуации нет, раз условия искусственные.

Ну и манера автора выражать мысль, да, не царапала глаза.

Основное - замкнутое пространство? Любопытно.
Манера автора приятна, да.
И кроме них, да.

2. Слишком много воды в главах игрока.

Мне его главы нравились. Особенно, когда "там" была Рейчел. Вообще самая красивая глава.


Вообще ничего не смутило, серьезно?

Мм, нет. Прочитай я в 15 году книгу с сюжетом, где вирус загоняет людей по домам, отменяет парады, пасхи и футбольные лиги... то, наверное, тоже бы не смутился. Хотя нет, посмеялся бы.


Максимально неуместное сравнение.