Больше рецензий

24 февраля 2020 г. 09:18

526

1.5

Этот томище стоит брать в руки только в том случае, если вам интересны свободные ассоциации Грейла Маркуса с панк-роком вообще и ансамблем Sex Pistols в частности. Сам-то Маркус их очень ценит (это видно хотя бы по количеству страниц), но это, наверное, потому, что играть в пинбол куда интереснее, чем наблюдать за игрой, - а Маркус именно что скачет пинбольным мячиком: то о секспистолс ударится, то о Маргарет Тэтчер, то о дадаизм, то об Майкла Джексона, то о нацистов, а то об еретиков из глубокого Средневековья, etc. etc.
Никакой "тайной историей ХХ века" тут не пахнет, как не пахнет и сколь-нибудь серьёзным исследованием, потому что "имя Джона Лайдона похоже на имя Иоанна Лейденского, поэтому давайте установим их связь!" - это именно что свободные ассоциации, а не методология. Причем Маркус тут частенько повторяет, что секспистолс и особенно Лайдон/Роттен - это такие медиумы, через которых вещает что-то высшее, а не самостоятельные личности. Соответственно, так Маркус избавляет себя от необходимости следовать элементарному здравому смыслу и пользоваться бритвой Оккама. И это бы ничего, ассоциации-то у него бывают небезынтересные (есть много над чем подумать, но автор-то у нас просто мячиком летает от одной к другой), но, увы, в целом эта книга - совершенно не то, за что себя выдаёт.
Из плюсов: только цитирование источников, которые доступны Маркусу и не доступны мне.

П.С.: переводчик Александр Умняшов считает, что у Монти Пайтона был "летающий цирк", и всё время использует слово "является" в разных видах. Но, в целом, это куда менее катастрофичная продукция, чем бывает у Алекса Керви и его выкормышей, которые у нас многими считаются образцово-показательными.