Больше рецензий

Sotofa

Эксперт

по имперским стаутам

23 февраля 2020 г. 15:21

1K

4.5

То, что Теккерей называл "Ярмарку тщеславия" романом без героя спустя столько лет кажется ловкой насмешкой, потому что героя в нём и вправду нет, есть только героиня, которую нельзя назвать особенно героической. Занимательно, что на первый план здесь выходят именно женские персонажи, а мужские являются просто дополнениями к ним.

Итак, главный персонаж здесь несомненно Бекки Шарп. Дочь художника и танцовщицы, в ней глубоко сидит желание вольной жизни, но и красивой светской жизни тоже хочется. И почему-то мне кажется, что если бы не эта вот внутренняя цыганскость, всё бы у Бекки получилось, а так каждый раз, когда она чего-то добивалась, ей становилось скучно постоянно играть одну и ту же роль и просто следовать правилам, поэтому она в какой-то момент начинала искать более острых ощущений. Я не могу сказать, что она образец для подражания, но она очень живая и ей веришь. Сколько бы раз она ни лгала у тебя на глазах, всегда диву даёшься как это поразительное маленькое существо выворачивается.

Вместе с Бекки нам представляют и Эмилию - дочь удачливого торговца. У неё есть всё, чего могла бы желать молодая девушка: богатство, учёба в частной школе, где все в ней души не чаяли, и красивый жених. Проблема только в том, что Эмилия абсолютно замкнута в себе и своих пустых переживаниях и не хочет замечать ничего вокруг, включая то, что её распрекрасный жених самый обыкновенный щёголь и волочится за всем, что движется. Она закрывает глаза на всё, что не соответствует возвышенным и чистым идеалам и поэтому даже в чужом доме она ведёт себя как будто она выше и лучше всех остальных.

Мужчины вокруг этих женщин существуют только для того, чтобы им потакать и быть на вторых ролях. Ни один из них не обладает достаточно твёрдым характером и волей, чтобы не уступать Бекки и все ведутся на её манипуляции или на сахарность Эмилии. Единственный, кто мог бы быть достоин этих двух леди - это брат Эмилии Джоз. Он безумно похож на сестру тем, что живёт в своём мире, где он - самый обаятельный и привлекательный мужчина в самом расцвете сил и что он собственноручно победил Наполеона. Если бы Эмилия получила мужское воспитание, она вероятно была бы такой же.

Викторианство - крайне занимательная эпоха. Взять хотя бы то, как английские аристократы путешествовали на континент, пересекая пролив на паромах в своих каретах. Отдельно, конечно, стоит моё любимое: брак. Каким бы романтичным ни казалось нам это время, но всё решали деньги и абсолютно всегда и везде оценивался годовой доход потенциального жениха или невесты. Даже в нежно любимом мной романе "Гордость и предубеждение" всё вертится вокруг денег и мистер Дарси явно растерял бы половину своей привлекательности, если бы он не был владельцем Пемберли. Так и тут, абсолютно всё измеряется деньгами, потому что для женщины удачно выйти замуж значило обеспечить себя на всю оставшуюся жизнь и повысить шансы своих детей на то, что они переживут все детские болезни.

Дети - это ещё один интересный момент. Ребёнок в те времена считался таким маленьким взрослым, ему просто надо было дорасти до штанишек побольше.
И воспитывались дети соответственно, точнее, не воспитывались. Ни один аристократический родитель не уделял времени своему ребёнку как какому-то существу, которому нужна его любовь и ласка. Детям нанимали гувернанток или частных учителей, отправляли их в закрытые школы, словом, всячески отдалялись от них, пока они не вырастут и не станут "нормальными" взрослыми. И поэтому поведение Бекки, как бы нам ни казалось это дико, гораздо больше соответствует времени и тогдашнему понятию воспитания, чем безусловная любовь Эмилии и её преклонение перед маленьким царём всей своей жизни.

Автор как полноправное действующее лицо в этом романе следит за всеми, и ехидно всех высмеивает. Нет ни одного героя, даже самого незначительного, которому не досталось бы порции яда от автора. И я должна признаться, что такая язвительность мне по душе. Если бы вместо того, чтобы рисовать всех одинаково порочными и неоднозначными личностями, он начал бы выписывать традиционный чёрно-белый роман, потерялась бы примерно половина удовольствия. Самое важное, конечно, что никто из нас не знает, как бы он поступил, окажись на месте кого-то другого, что Теккерей неоднократно подчёркивает. К чему бросаться кого-то судить, когда все мы одинаково грешны и от этого одинаково смешны?

В современных реалиях, Бекки, конечно, смогла бы стать сильной и независимой женщиной, но я сомневаюсь, что её жизнь меньше напоминала бы качели, потому что чем больше возможностей, тем выше можно подняться и тем больнее можно упасть. Но кто из нас не угадывал в знакомых какие-то черты Эмилии, например? Кто не видел несчастного влюблённого, который делает всё в его силах, чтобы предмету его чувств было хорошо, а сам удовлетворяется холодной благодарностью? Если бы только Теккерей внезапно смог посмотреть на нас сегодня, он бы не увидел ничего нового для себя. Разве что, конечно, магические экраны с движущимися картинками, но и над ними он тоже смог бы посмеяться.