Больше рецензий

26 ноября 2011 г. 22:46

108

2

«Мороженое, легендарное советское эскимо, которое с аппетитом облизывают сестры и их супруги — метафора г… на палке»
«Лир. Комедия»
Режиссер: К.Богомолов


Ради таких вот «кича-щих» выражений и хочется / не хочется ходить в театр или читать / не читать современную литературу. Кого-то отстраняет или приближает запах, цвет, смыслы и пошлость, идея или ее интерпретация. А кого-то, просто-напросто, возбуждает фальшь либо ее подобие. Мнение субъективное. Выпестованное под заботливым и назидательным взором «нашей Марьи Алексеевны». Возможно, потому придирчивое. И не до конца определенное. Но, какое есть.
Подобное комикование вызвано в первую очередь не совсем однозначным отношением и пониманием посылов произведения «Гербарий Любовников» Натальи Сняданко. С одной стороны посыл к феминизму, побуждаемый исторической справедливостью и равенством полов, охвачен несколько поверхностно, что бы на нем акцентировать внимание. С другой стороны намеки на физические особенности людей и их социальную нишу, превращающуюся из открытого поля в заведомо очерченный вакуум, – это не совсем альтернативная реальность, представленная автором, по мнению некоторых рецензентов, в качестве сюжетной изюминки. Ведь явление человеческой неполноценности само по себе вызывает «человеческий шок», а не культурный. В-третьих, извечная тема любви и счастья, одиночества и общности, детства и юношества, да и всех событий, связанных с ними, представлена автором не только в «ностальгическом» свете. Перечисленные темы, по сути, являются канвой произведения. А посыл к воспоминаниям прошлого, задуманный Сняданко, как дополнительный сюжетный виток и как «работа с ассоциациями» вполне понятен. Лишь не совсем понятна причина подобного тона. И сама фабула, подобно «подушке» Чуковского ускакала и скрылась от меня где-то между строчек книги.

Стоит предположить, суждения ради, чтобы не исключать всех возможностей, совокупность которых, по роду службы, нет-нет, а должна привести к более-менее правильному открытию, что спрятанный в «междустрочье» - смысл наводит на идею о поиске автором «женского счастья». Счастье слишком хрупко, что бы выставлять его напоказ. Оно прячется во внутреннем кармане пальто, где-то у сердца, как бы отстраняешь возможные порицания, пересуды и злословие. И, тем не менее, изредка, им хочется делиться, но лишь тогда, когда уверен в его безопасности и целостности. Возможно потому оно у автора «ностальгично», скрыто от посторонних и пребывает в плоскости воспоминаний.

Как бы там ни было, а «идея поиска» сама по себе, мне кажется, несколько абсурдна. Ведь тот автор, который проводит параллели с общеизвестными истинами и выдает их если не за свои достижения, то прописывает, как объективно новую философию, должен быть готовым к массе возражений и противоречий. Торжественность превозношения подобных несуразиц на удивление отстраняет читателя. Поэтому Сняданко намеренно (и правильно) уходит от «заклешированного» звания «Капитан очевидность», которое со звучным гулом лепиться на множество молодых «художников». Мне кажется, что стремиться к иной «безвременной художественной плоскости», маршрут которой изначально проложен поодаль от тривиальности и нарочитого цинизма (в духе Пелевина), достояние вдумчивого писателя.

Дело интерпретации. Эскимо тоже можно интерпретировать как, простите, «говно» на палке. Но можно думать о нем как о чем-то более приятном. На подобных интерпретациях и ассоциациях и построен новый роман автора. А лучшим материалом для толкования служит то, «что» каким-то образом побуждаем к известным суждениям. Возможно, тому инструментом служит припоминание, моделирование, фантазирование, а ностальгия, – как реакция организма, дополняет атмосферу.
Тем не менее, о новом калейдоскопе художественных образов Н. Сняданко, вызревшим из словесной игры в ассоциации (гербарий - калейдоскоп - образы), хочется сказать преображенными словами Елены Вольгуст:

продолжение читайте по ссылке: http://dovgalyuk-fim.livejournal.com/13745.html
С уважением,
Довгалюк Миша ака Фим

Герабрій Коханців Н.Сняданко. Довгалюк Миша ака Фим