Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 февраля 2020 г. 15:52

2K

3.5 А кто программу писал?

У меня не получается сформулировать однозначный вывод по прочтении данной книги. С одной стороны я во многом согласен с автором, с другой - он сам иногда производит впечатление религиозного фанатика, хотя правильнее было бы сказать - антирелигиозного. В первую очередь такое впечатление складывается из-за излишней эмоциональности и неоправданной агрессивности. Так и хочется процитировать ему незабвенного Николая Васильевича: "Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?"

При обсуждении поднятых в книге тем, крайне важно сохранять спокойствие, трезвую голову и рассудительность. А также очень важно демонстрировать деликатность по отношению к читателю, потому что, если он подготовлен к принятию подобного материала, ему достаточно логичных и выверенных доводов, если в нем присутствует довольно солидный процент сомнения, то такая подача материала заставит его обидеться и отбросить книгу. Поводов обидеться у него будет предостаточно, потому что Хитчинс не задумываясь оскорбляет направо и налево, как сами божества, так и их последователей. Как в свое время сказал о "Библии для верующих и неверующих" Ярославского мой преподаватель новейшей истории В.П.Ранчинский: "Так для верующих писать нельзя!" Думаю, что про книгу Хитчинса можно сказать то же самое.

Но я лично отношусь всё же к категории атеистов, поэтому я в любом случае с интересом прочитал труд автора. Я совершенно согласен с ним, что не бог сотворил людей, а люди сотворили бога, хотя сначала они сотворили богов. Идея верховного существа, которому известен смысл всего происходящего, является настолько естественной, что присутствует в любом человеческом социуме, на какой бы низкой ступени социальной эволюции он не стоял. Дихотомия власти выявляется в любом племени: вождю принадлежит материальная власть, шаману - духовная, и они поддерживают друг друга.

Но, если бог есть демиург, творец, то в принципе на самом факте создания им всего сущего можно было бы и остановиться, но не забываем, что шаман тоже выполняет функцию власти, и главная его задача - контроль за состоянием внутреннего мира его подопечных. Лучше всего с контролем справляется страх, следовательно, паству нужно запугать до смерти. По ироничному совпадению, ничто не может напугать до смерти больше, чем сам страх смерти.

Таким образом бог, кроме функции демиурга обретает еще функции контролера, судьи и исполнителя наказаний. Здесь, конечно, не обходится без создания образа загробного мира. Так формируется каркас любой религии, далее разные культурологические обстоятельства могут привносить в схему различные, часто экзотические детали, но сам каркас остается постоянным, какого бы уровня сложности не достигла религия.

Полностью согласен с критикой автором священных текстов всех мировых религий человечества. Это тема необъятная и о ней лучше писать в рецензиях на книги, посвященные конкретным вопросам, затрагиваемым в священных писаниях. Что же касается книги Хитченса, я бы хотел остановиться еще на двух аспектах.

Первый - это довольно нудные разглагольствования автора о связи фашизма и коммунизма с мировыми религиями. Это, безусловно, очень интересный вопрос, исследование которого, как я полагаю, может преподнести немало сюрпризов и открытий, Поэтому мне показалось неправильным касаться его в такой, откровенно пропагандистской литературе, как книга Хитчинса. Он нашел возможность потроллить в очередной раз фашистов и коммунистов, переключившись с критики религии на критику политических систем, но к вопросу, заявленному в названии книги, это не имеет ровно никакого отношения. Автор просто забыл, а может никогда и не знал, старый афоризм нашего Козьмы Пруткова: "Невозможно объять необъятное".

А второй аспект касается эволюции. Автор смело отвергает идею творения, всецело уповая на эволюцию, отважно громит креационистов всех мастей. Опять же, во многом я с ним согласен, но есть один момент, который меня очень напрягает - никто не хочет объяснить мне что же это такое - эволюция. Я знаю, что эволюция - это естественный процесс развития живой природы, знаю, что в основе его лежат естественный отбор и генетические мутации. Но у меня возникает вопрос: а почему, собственно, природа эволюционирует? Что является движущей силой этого процесса? Почему мёртвая природа обходится без эволюции, а живая постоянно в ней пребывает?

Вообще, можно до бесконечности множить вопросы такого характера, но в конечном счёте все они сведутся в один: кто писал программу? Потому что очевидно, эволюция - это воплощение некой заданной программы, и тогда мы в любом случае должны прийти к выводу, что создавал программу эволюции творец, а действия, порожденных программой, тварей способствуют либо дальнейшему развитию вида, либо его деградации, вот и тема греховности, как ни странно это прозвучит, оказалась к месту.

Я ничего не утверждаю, я просто задаю вопрос....

877

Прочитано в рамках игры "KillWish"

Комментарии


Вообще, можно до бесконечности множить вопросы такого характера, но в конечном счёте все они сведутся в один: кто писал программу? Потому что очевидно, эволюция - это воплощение некой заданной программы, и тогда мы в любом случае должны прийти к выводу, что создавал программу эволюции творец, а действия, порожденных программой, тварей способствуют либо дальнейшему развитию вида, либо его деградации, вот и тема греховности, как ни странно это прозвучит, оказалась к месту.

Прекрасно сказано! Спасибо!:)


Никто программу не писал, в том и фишка. Изменения случайны, обусловлены приспособлением к изменяющимся условиям, никакого замысла, никакой цели в ней нет. У Докинза читала книгу, Бог как иллюзия , там об этом как раз упоминается. Хорошая, кстати, книга, единственный минусик - его там временами тоже бомбит)))


Смотря что понимать под понятием "случайны". Что такое жизнь до сих пор не могут внятно ответить не только Докинз и Хитчинс, но у продвинутые ученые-генетики. Само существование такой функции живых организмов, как приспособляемость, уже может говорить о наличии программы. Вот приспособился организм, но что-то заставляет его развиваться дальше. Есть примитивная амеба, она в состоянии приспособиться к любым изменениям условий, но что заставляет её стремиться стать чем-то большим, чем амеба. На этот вопрос нет ответа. Или это программа, которую мы для удобства, тоже ведь приспосабливаемся :), называем эволюцией.


Я не изучала этот вопрос подробно, но мне такой ход мыслей кажется слишком надуманным. Амебы и прочие низшие организмы ведь и сейчас существуют в больших количествах. Меняются условия - меняется организм. Ну, точнее, у потомков закрепляются удобные изменения и мутации - идет естественный отбор. Условия не меняются - организм тоже остается на прежнем уровне. Опять же идет естественный отбор - неудобные мутации и изменения отсеиваются. У того же Докинза была мысль, что религиозное сознание - это тоже работа эволюции, наверное, психологически проще принять идею бога, чем идею бессмысленности всего сущего) Но с научной точки зрения идея творца и программы недоказуема


С научной точки зрения недоказуем ни один вопрос мироздания, слишком мало вводных, любой вывод так и остается гипотезой. А вот, чтобы вести речь о "неудобных мутациях" и "отсеивании", должна быть некая шкала "удобства-неудобства" и каким-то образом алгоритмированный механизм отсеивания. Я сейчас не пытаюсь доказать Вам существование Бога, я лишь указываю на Ваши аргументы, которые делают это лучше меня.
Никто мне до сих пор не доказал факт существования Бога, но никто не доказал и обратного. Эволюция, как закон - "что дышло" ею можно орудовать и в одну сторону и в другую, всё зависит от того, каким из объяснений готов удовлетвориться алчущий познания :)


Удобство и неудобство определяются окружающей обстановкой. Никто не решает целенаправленно, какие изменения будут удобными и т.д, просто организмы, которые оказываются менее приспособленными, чаще умирают и реже размножаются. Вот и вся шкала. Начинается освоение новых территорий - меняется и шкала)

Я не веду речь про бога, просто мне кажется, что естественный отбор как движущая сила эволюции - это настолько простая и логичная вещь, и непонятно, зачем тут какие-то программы, ведь все идет само собой)


Мы пошли на новый круг. :)
Что мы знаем?
Мы знаем, что не знаем:
что такое жизнь?
почему она снабжена механизмом эволюции?
почему организмы стремятся к совершенствованию? (не к приспобляемости и выживанию, а именно к совершенствованию).

Это стратегические вопросы и ответов на них нет, есть тактические объяснения того, как происходят изменения. Но стратегия и тактика - разные вещи. Можно, конечно, храбро отказаться от стратегии, найдя высший смысл в бессмысленности. Но тут-то и подводный камень, ибо бессмысленность становится смыслом, но смысл как понятие всё равно остается :)

Докинз и компания пытаются доказать "бессмысленность всего сущего", отрицая тем самым и идею жизни и её эволюции, а может быть дело здесь не в бессмысленности сущего, а в невозможности Докинза этот смысл постичь, но он, в отличие от организмов, которые совершенствуются, этого делать не хочет, он хочет быть совершенным уже здесь и сейчас, поэтому придумывает картину мира, исходя из скудных данных, у него на данный момент имеющихся.


Почему живое эволюционирует? Потому что может. Как и деградировать, к сожалению, тоже.
Голосую за бессмысленность жизни ( пусть звучит так), потому что стремления к совершенствованию нет, есть стремление тем или иным путем получить больше. Больше сожрать. Больше захватить. Больше оставить потомства. Больше получить удовольствий. Больше успеть. Больше узнать.
Но да - мы не знаем, как и с чего все началось. Что ( кто? нечто?) запустило процесс.


Если мы принимаем доктрину бессмысленности, то уже не можем говорить о "начале процесса", тогда, скорее всего, нет ни начала, ни конца.
Однако физики упрямо талдычат о "возрасте Вселенной", считая, что "начало" всё-таки было.
А про стремление к совершенствованию видов - это не я сказал, это одно из положений теории эволюции.


Не, несогласная я )
Наличие начала-конца никак не связано с наличиемотсутствием смысла. ( В чем смысл ледникового периода? В чем смысл снегопада?)
Стремление к совершенствованию - да, есть, поддерживается в стычках с другими живыми и прочим неживым вокруг. Стремление к совершенству - нет, отсутствует., так как подразумевает наличие некоего осознаваемого идеала -цели впереди.