Больше рецензий

rezvaya_books

Эксперт

просто делюсь мыслями

20 февраля 2020 г. 19:20

339

4.5 Все люди разные, один я одинаковый

Пьесы — не самый популярный жанр среди книголюбов. Признаюсь, даже я с моей театральной юностью пьес читала крайне мало. Пьесы, на мой взгляд, гораздо тяжелее для восприятия. Только изредка автор дает указания, с каким отношением персонаж произносит ту или иную реплику. Только из слов действующих лиц мы можем догадываться о их внутреннем состоянии, о их настроении, об интонации, с которой они говорят. Никто не даст нам пространного описания их внутреннего мира, мыслей или даже портрета. Пожалуй, именно эти особенности жанра дают так много пространства для толкований, в результате чего мы получаем множество прочтений той или иной пьесы в театральной практике.

С термином «театр абсурда» и именем Эжена Ионеско я знакома очень давно, с той самой юности, проведенной в театре. Помню, что читала у него «Лысую певицу», и, конечно, без краткого теоретического экскурса ничего бы в ней не поняла. Однако, зная суть и цели абсурдистского театра (или «театра парадокса», как говорил сам Ионеско), подобные «Лысой певице» пьесы кроют в себе глубокие философские идеи и демонстрируют нашу жизнь под непривычным, но очень метким углом.

Итак, вкратце о театре абсурда. Он сформировался в 50-е годы ХХ столетия. Тут и думать долго не нужно, чтобы понять основные причины его появления. Ведь это было время после Второй мировой войны. «Как раньше» быть уже не могло. То, что пережило человечество в предыдущие десятилетия теперь нуждалось в осмыслении. И кроме того, нужно было жить дальше. Старые формы искусства не давали ответа на существующие вопросы и не могли выразить новые настроения. Главная цель театра абсурда и его представителей — именно через бессмысленность, карикатурность происходящего показать истинно ценные вещи в человеческой жизни. Не только сюжет, но и язык, диалоги персонажей преследуют ту же цель. Никто не находит между собой общего языка, люди не слышат друг друга, а то, что они говорят — абсолютно бессмысленные и мелочные вещи.

Пьеса «Носорог» очень ярко демонстрирует все особенности театра абсурда. Сюжет прост — на протяжении пьесы все люди превращаются в носорогов. Только один персонаж — Беранже всеми силами пытается сохранить человеческий облик. В чем причина таких превращений? На первый взгляд, и правда бред какой-то... Ну с чего бы людям, в числе которых, к примеру, образованный и дисциплинированный человек, начальник отдела юридического издательства или молодая красивая девушка, превращаться в носорогов?..
А почему же не так давно столько людей превратились в фашистов? Почему вещи и взгляды, противоестественные цивилизованному человеку, взяли и превратились в норму, в господствующую политическую и моральную идею, которая подобно тем самым диким носорогам, была готова растоптать всех и всё на своем пути? Вот что пытается осмыслить Ионеско в этой пьесе.

Возьмем главного героя. Беранже с первых строк предстает перед нами в проигрышном свете: он любить выпить, ведет не самый примерный образ жизни, всю дорогу его обвиняют в отсутствии силы воли. Но именно этот человек, неудачник, слабый, несколько трусливый, но добрый и безобидный, находит в себе силы сопротивляться «оносороживанью». Видимо, не образование и социальный статус делают человека человеком. Иногда о нашей человечности говорят даже наши слабости и недостатки. Подобная идея делает эту пьесу вневременной. Да и вообще сравнение общества со стадом старо, как мир. Любая повальная мода на что-либо, желание быть «как все» и чтобы все было «как у всех» - это ведь все о том же. И именно этого должен бояться человек: быть таким, как все, не иметь собственного мнения, собственных желаний, права жить так, как ему хочется. Но, к сожалению, большинство выбирают обратное.
картинка rezvaya