Больше рецензий

Ms_Lili

Эксперт

Эксперт по призванию

20 февраля 2020 г. 18:53

4K

4.5 Великой стране - великая судебная система

Также как «Собор Парижской Богоматери» был выстроен вокруг архитектуры одноимённого собора, также и "Холодный дом" был выстроен вокруг судебной тяжбы «Джарндисы против Джарндисов» - монструозного чудовища юриспруденции. Некто Джарндис скончался, не успев завершить свои дела, и оставил после себя два противоречивых завещания на очень огромное наследство. Банальная (казалось бы) тяжба вокруг одного наследства и двух завещаний увязла в бюрократических проволочках, затянулась на полвека и свела с ума не одного героя. Перво начальных истцов - неких Джарндиса и Джарндиса - давно уже нет в живых. Их потомки рождались, женились и умирали, но конца тяжбы так и не предвиделось (Википедия говорит, что данная тяжба основана на вполне себе реальном процессе длиной в 117 лет). Тяжба настолько вросла в скелет повседневной жизни своих участников, что их взаимоотношения вышли на совершенно иной уровень:

Не имею ли я удовольствия разговаривать еще с одной юной участницей тяжбы Джарндисов?

Скажи мне, какова твоя роль в тяжбе «Джарндисы против Джарндисов», и я скажу, кто ты.

"Главнейший принцип английской судебной системы сводится к тому, чтобы создавать тяжбу ради самой тяжбы на пользу самой себе", - говорит Диккенс и мне приходит на ум, пожалуй, только «Уловка-22» , где бюрократия и крючкотворство возведены до абсурда. И когда в конце в толпе раздаётся шепот, что тяжба вроде как завершилась, я говорю себе с сомнением: «Нет, не может быть, нельзя просто так взять и...»

Тяжба - настолько предопределяющий фактор в жизни героев, что кое-кто из них совершенно одержим ею. Некоторые жены, которых бьют мужья, испытывают к своим абьюзерам болезненную зависимость на грани любви и ненависти. Нечто похожее и здесь. Кто-то настолько увяз в тяжбе, что уже не видит своей жизни вне ее, ненавидит всей душой, видит всю болезненность своего пристрастия, но понимает, что не может слезть с крючка, как наркоман не может отказаться от наркотика. Другой пытается абстрагироваться, но тут и там появляются личности с вопросом:

- Не вы ли участник...

Я рассказываю сейчас о тяжбе потому лишь, что Диккенс не особо заостряет внимание на ней самой. Вы не узнаете деталей завещания, не узнаете ничего о ее первоначальные участниках, не будет юридических консультаций и прочего нон-фикшена. Будет рассказ о жизни героев и перипетиях, дружбе, любви и расследовании одного убийства. А героев очень много. Условно я разделяю их на два круга: основные и второстепенные. Основной круг довольно непримечателен, по большей части герои адекватны и положительны до скуки. Даже Ада, которая поначалу ставила меня в недоумение своей инфантильностью, в итоге получила какое-то развитие и стала больше похожа на человека (страдание облагораживает душу).

Вот второстепенный круг персонажей совершенно восхитительный, вот где все клинические диагнозы спрятались. Всех их тараканов перо Диккенса настолько гиперболизирует, что наблюдать за этим зверинцем сущее удовольствие. Моя любимая тройка включает себя:

1. Мистер Скимпол.

Всякий раз, как вам кто-нибудь скажет, что «я-де ровно ничего не смыслю в денежных делах», — смотрите в оба за своими собственными деньгами, потому что их обязательно прикарманят, если удастся. Всякий раз, как вам кто-нибудь объявит: «В житейских делах я дитя», — знайте, что этот человек просто не желает нести ответственность за свои поступки, и вы его уже раскусили и поняли, что он эгоист до мозга костей.

Скимпол настолько безответствен и инфантилен, что его и ненавидишь от всей души и завидуешь ему черной завистью.

2. Миссис Джеллиби - женщина превеликих достоинств, которая свою неиссякаемую энергию тратит на помощь бедным африканским поселениям и совершенно не замечает, что ее неумытые и голодные дети таскаются по грязному дому и похожи больше на бродяг, чем на отпрысков приличного семейства. Наряду с ней хищная благотворительница миссис Пардигл пугала каждого своим неуемным стремлением помогать страждущим (и страждущих пугала в том числе). Больше всего перепадало опять-таки детям. Дети миссис Пардигл, хоть и опрятные с виду, издерганные и озлобленные чертенята, а все благодаря воспитанию в духе «помощи кому угодно, кроме себя».

3. И мистер Крук, хитрый и подозрительный сверх меры делец-клептоманьяк. Всюду ему мерещатся заговоры. Его жилье похоже на помойку, где он скрупулёзно собирает бумаги и документы, хотя даже не умеет читать. Если бы он умел читать, то смог бы повыбрасывать весь этот хлам, оценить и пустить в дело действительно важные бумаги, но он не может позволить себе научиться чтению, поскольку думает, что его научат читать «неправильно» и тем самым непременно облапошат.

Я все думаю, если бы Диккенс писал второстепенного гротескного персонажа с меня, то кем бы я была? Какого из моих многочисленных тараканов он бы возвел в абсолют? И сколько бы человек узнали себя во мне?