Больше рецензий

Po_li_na

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 февраля 2020 г. 18:28

335

5

Анатолия Адоскина любители кино могут вспомнить по двум небольшим, но знаковым ролям: во-первых, роль нескладного проверяющего из фильма «Девчата» (помните, «А головной убор, сейчас, между прочим, так не носят!») и длинного спортсмена из комедии «Семь стариков и одна девушка». Адоскин, все же, более театральный актер, и основные его успехи были на сцене, а не на съемочной площадке. Позднее, правда, у актера возникла еще одна страсть – телевидение, где он готовил прекрасные чтецкие программы (их до сих пор часто повторяет канал «Культура»).

Книгу эту я нашла на «Авито». А стала искать после просмотра передачи «Линия жизни», где Адоскин очень интересно рассказывал о работе в театре Моссовета, о дружбе с Анатолием Эфросом и Фаиной Раневской, о недолгом сотрудничестве с Олегом Ефремовым и о многом другом. В книге он тоже рассказывает обо всем этом, но, надо сказать, все же, что более живой и интересный рассказ – в телеформате
(книга поскучнее). А, может, мне так показалось, потому что о многом уже знала из передачи.

Автор говорит о тех «случайностях», без которых никогда бы не сложилась его карьера. Одна из них – папа одного из «случайных» дворовых друзей Адоскина служил в оперном театре, и Толя пересмотрел весь репертуар, влюбившись в театр сразу и бесповоротно. У этого же друга он увидел впервые портрет К.С.Станиславского и узнал, кто это такой. А около оперного театра Толя однажды встретил самого В.Немировича-Данченко!
Или вот еще: в театральной студии, организованной Константином Воиновым, Адоскин познакомился с Анатолием Эфросом, их дружба продлилась долгие годы. Даже первая роль у них была одна на двоих! Они «играли» взлетающих птиц в спектакле Юрия Завадского «Чайка»! «Во время сцены, где Тригорин на берегу озера объясняется с Ниной Заречной, мы, пригнувшись, сидели за фанерными кустами, и по сигналу – зажигалась лампочка – изображали взлетающих птиц. Проще говоря, мы фырчали: фр-р-р-р, ф-р-р-ф-р… Были счастливы и чувствовали себя «на крыльях»!», - вспоминает Адоскин.

Еще одно знаковое знакомство актера – Елизавета Яковлевна Эфрон, ученица Вахтангова (репетировала в его спектакле Настасью Филипповну), актриса, педагог по сценической речи, ставшая для Анатолия Адоскина не только учителем, но и другом. Она тяжело болела, и часто занятия переносились в ее маленькую комнатку, где Толя садился на аккуратный сундучок. Как потом оказалось, в этом сундучке хранилась переписка Марины Цветаевой с сыном, Георгием Эфроном (Муром). А сама Елизавета Яковлевна оказалась родной сестрой Сергея Эфрона, мужа Цветаевой, о чем Адоскин узнал совершенно случайно.
Е.Я.Эфрон ставила программы знаменитого чтеца Дмитрия Журавлева. Иногда маститый Журавлев и совсем юный Адоскин случайно встречались в ее комнатке. Тогда она просила Журавлева: «Димочка, послушай, как читает Толя!». Журавлев слушал, делал какие-то замечания. Затем Елизавета Яковлевна просила, чтобы Толя послушал, как «читает Димочка», и сделал свои замечания! Ведь они оба были ее учениками!

Много и тепло Адоскин пишет и еще об одном своем учителе – Юрии Завадском. Рассказывает, как Завадский ненавязчиво опекал и даже подкармливал своих студентов. Как он, понимая творческие поиски Адоскина, «отпустил» его в свободное плавание. При этом не затаил обиду и при первой возможности позвал назад.

Также в книге много рассказов о капустниках в Доме актера, активным участником и автором которых часто выступал Адоскин. Он вспоминает атмосферу творчества, свободы и праздника, которая тогда царила, как рождались те или иные шутки и репризы. Например, знаменитая переделанная песня «Сурок», где Адоскин оперным голосом исполнял сочиненный текст, вместо слова «сурок», несколько раз постукивая по столу. «По разным странам я бродил \
И мой … (тук-тук) со мною..»
Зрители падали со смеха, а Дом актера после этого номера чуть не прикрыли…

Интересно было еще и читать эту книгу после книги Натальи Громовой «Именной указатель», которую я прочла недавно: многие герои этих книг – общие. Рихтер, Журавлев, та же Эфрон. Поэтому книги, во многом, дополняют друг друга.
Также среди героев Анатолий Эфрос и Наталья Крымова, Вера Марецкая, Фаина Раневская, Серафима Бирман, Олег Ефремов и многие другие.
Интересные разборы поэтических программ.

Твердая обложка, бумага офсет, вклейки с фотографиями на меловке. Рекомендую всем любителям театра, кино и хорошей мемуарной литературы.