Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

18 февраля 2020 г. 00:23

3K

1 «Mein Gott, was war das?»

Бывают неудачные книги о Холокосте. Бывают плохие книги о Холокосте. А бывает «Татуировщик из Освенцима».

Хорошо, плохо это – но Вторая мировая война и ее преступления постепенно забываются. Мы теряем связь с прошлым, отправляются в мир иной последние свидетели той «дивной, злой и смешной» эпохи. Кажется, мы пытаемся сохранить, мы восстанавливаем мысленно (и в творчестве) те события, хотим прочувствовать, разучиваем старые уроки… но все бесполезно. Мы можем помнить их – но не поймем их. И, может быть, то к лучшему?

Кажется, вот писатели и должны строить мосты из дня нынешнего в день минувший. Но, увы, писатели тоже не понимают. Виноват ли тот, кто не понимает? Разве что в том, что берет на себя слишком много, не считаясь со своими возможностями.
картинка ShiDa
Хезер Моррис не поняла. Но ее несчастье в том, что она настаивает: нет, я все знаю, я знаю, я понимаю! Кажется, нет у нее той отсебятины, что была в «Мальчике в полосатой пижаме» (живые еврейские дети в Освенциме – это топ нелепостей!) У Хезер Моррис материал… скажем так, натуральный. Она взялась рассказывать о реальном человеке, которому повезло избежать газовой камеры и крематория Освенцима. Но из-за своей неспособности понять и прочувствовать она провалилась ошеломительно: все по «документам», но фальшь в каждом абзаце, отвратительная ложь, бесчувственность и, хуже того, неуместный смех (и не сквозь слезы, что я бы простила).

Скажите, вы тоже это чувствуете?

«…Она разговаривает с тремя другими девушками. Заметив, что он увидел ее, замолкает. Лале подходит к девушкам, и подружки отступают назад, освобождая место для незнакомца. Они слышали про Лале. Она стоит одна. Он подходит к девушке ближе, вновь привлеченный ее глазами. Подружки тихо хихикают в сторонке…»

Это, позвольте, не встреча близ университетской столовой или рядом с метро. Это так встречаются на территории Освенцима с заключенными лагеря? Хотелось бы поинтересоваться, откуда у измученных тяжелой работой и голодных женщин взялось желание хихикать.

На соседней странице, место действия то же:

«На следующее утро Гита и Дана покидают барак последними. Они выходят, держась за руки, болтая и не обращая внимания на окружающее. Без предупреждения эсэсовец из барака ударяет Гиту по спине прикладом винтовки.
(пропускаю всякие ужасти)
Когда он уходит, к ним приближается капо и быстро бьет каждую по лицу.
– Не забывайте, где находитесь.
Надсмотрщица уходит, и Гита кладет голову на плечо Даны:
– Я говорила тебе, что Лале хочет повидаться со мной в следующее воскресенье?»

Стоит отметить стиль написания. Т.н. сценарный стиль, ныне часто используемый (Хезер Моррис не исключение) мог бы спасти положение: как-никак, можно спокойно опустить все подробности лагерного быта, раз уж в нем не разбираешься. Но в данном случае сценарный стиль (маленькие главки, минимум описаний, сценки явно разбиты по законам кинематографии) – так вот, стиль этот наоборот выпятил все недостатки книги. Избавляясь от описаний, размышлений и мелких деталей, сценарий выбрасывает и чувства, их тонкость, сложность. Вот и получается такое: рассказ о лагере смешон в своей неубедительности – и при этом нет сильной и глубокой человеческой истории, нет характеров, сопереживание не включается, и оттого уже ничем нельзя оправдать отвратительное обращение с историческим материалом (хотя автор явно что-то читала, как минимум знает распорядок дня в Освенциме и особенности работы в «Канаде»).

И, к слову, столь неестественные любовные сцены я встречаю впервые (а на них вся ставка сделана):

«Наткнувшись на ближайшие нары, они вместе падают на них, срывая одежду друг с друга. Они занимаются любовью со страстным отчаянием, не в силах более сдерживать жгучее желание…»

И так далее, и так далее. Не знаю, что рассказывал Хезер Моррис этот злосчастный татуировщик из Освенцима, но я лично сомневаюсь в возможности заниматься любовью в такой обстановке, да еще получать от этого удовольствие, зная при том, что в любую минуту может ворваться лагерная охрана.

Честно, может быть реальный Лале и был конформистом, служил нацистам и прочее, прочее… но, мне кажется, он не заслужил чести быть увековеченным в этаком непотребном виде.

Возможно, что я чего-то не понимаю. Что я не знаю, какого было в лагере. Я не способна осмыслить весь ужас того времени. Не мне, право, размышлять, как они выжили. Но я хотя бы осознаю свое непонимание и не превращаю историю о лагере смерти в любовный романчик с обязательным сексом на нарах, и не тиражирую это на миллионах экземпляров.

Sehr schade.

P.S. Использован кадр из польского фильма 1963 г. «Пассажирка». Жаль, его очень сложно сейчас найти с русской озвучкой.

Комментарии


Меня давно зацепила тема Холокоста, и на эту книгу были возложенны определенные надежды...


К сожалению, у меня тоже были надежды. Но я уже привыкла разочаровываться, поскольку читаю почти все о Второй мировой. (((


Как говаривал один мой любимый классик: "Короткие предложения, и такие же короткие мысли". Масштаб писателя оказался несоответствующим масштабу событий. Не расстраивайся, к счастью, писатели бывают разных масштабов)


К счастью, я помню. Сейчас "Бильярд..." Бёлля читаю - просто небо и земля. )))


А вот тут я согласен )) Не удержался, сунул нос в книгу и завис до утра ))


Я так-то не сомневаюсь, что секс в концлагерях еще как случался. Но уж точно не такой жлр-шный, особенно, когда этим занимались двое заключенных.

Все больше убеждаюсь, что книга - демонический ахтунг.


Дык, может, и случался. Правда, если и были, то это единичные случаи - держали-то мужчин и женщин отдельно, плюс все узники были так истощены. Какие уж тут оргазмы (а тут прям по всем канонам)? Там еще есть насилие охранника над одной из заключенных - в это больше верится. И да, книга - реально демонический ахтунг. )))


Вот я по большей части именно о таком недо/сексе.


*почему-то не могу нормальную ссыль на книгу сделать*
Уж не по этой ли книге фильм снят? https://www.livelib.ru/book/1000330901-passazhirka-zofya-posmysh?utm_source=livelib&utm_campaign=suggestions&utm_medium=search


Точно, по этой. Спасибо, что нашли. Я даже не знала, что она есть на русском языке. )))))


Я ее давным-давно скачала в "пакете" с другими книгами о лагерях, блокаде и вообще о войне. Многие из тех книг прочитала, но до этой ещё не дошла. Но буду читать обязательно.


А может главное в книге - не холокост. Тем более в ней изображены не только евреи, а многие национальности. И не надо осуждать человека- свидетеля событий. Очень интересна тема разоблачения сталинизма и преступлений советских военных


Может, главное - не Холокост. Да и свидетеля событий никто не осуждает - смысл? )) Но, если речь идет о художественном произведении, его нужно оценивать с точки зрения художественных достоинств, в т.ч. реалистичности показываемого. И нет ничего хуже бездарного разоблачения преступлений - уже потому, что бездарность противоположна убедительности. Имхо.


Мне книга попалась в ленте друзей, зашла глянуть что это есть такое. Ваша рецензия все расставила на свое места, такая же дешевая слезовыжималка и спекуляция (в смысле книга, а не ваша рецензия) на страшной теме как пресловутый "полосатый мальчик" от которого меня трясло от возмущения.


Рада, что рецензия оказалась Вам полезна. )


Браао, рецензия как говорится не в бровь а в глаз.
Я очень мнооо читала и читаю о холокосте, но такого бреда о этом очень страшном и безчеловечном явлении, не читала никогда.
Места где описаны сцены о драгоценных камнях за которые его немного пожурили или о том как охранник ПОПОРОСИЛ заключённого в концлагере еврея достать/ раздобыть ему чулки просто взорвал мой мозг .
Я считаю эту книгу как неуважение к евреям и к заключеным в концлагере.


Спасибо за правильные слова