Больше рецензий

17 февраля 2020 г. 23:49

422

2.5

Многообещающая аннотация и, к сожалению, пустая и нецепляющая книга.

Усугубляет разочарование ещё и тот факт, что биографии двух выдающихся учёных своего времени, казалось бы, невозможно испортить, однако обилие выдуманных, исключительно художественных фактов вкупе с пренебрежением фактами реальными в определённый момент сводит на нет восторженность зрителя, готового повествователю многое простить. И несмотря даже на чрезвычайную утрированность как целиком истории, так и характеров выдающихся людей, наблюдатель всё же успел в некоторой мере проникнуться очарованием силой интеллекта и воли, испытать восхищение немыслимой работоспособностью и неутомимостью обоих исследователей на пути к цели (заслуга тут, однако, в большей степени в масштабе личностей обоих действующих лиц, но, к сожалению, не автора книги, любопытно показавшего некоторые особенности мышления выбранных им для повествования героев).

Читатель, возможно, до сих пор не проникся модными тенденциями и новейшими веяниями в восприятии искусства, и потому имеет до чрезвычайности невысокое мнение о современной литературе. Тем не менее идея автора пренебречь пунктуацией в прямой речи, гордо и независимо объявив (посредством вступительного слова не то издателя, не то кого-то из восторженных почитателей) о полном отсутствии данной конструкции в собственном сочинении, уже даже на первый взгляд вызывает у зрителя некоторые сомнения в закономерности подобных решений. И уж тем более смехотворным данное заявление выглядит, когда оказывает, что прямая речь в тексте присутствует, весьма посредственно маскируясь за косвенную (защитники могут здесь аппелировать к объективности, так что читатель оставил за собой право допустить, что виной всему здесь особенности перевода), больше того, книга едва ли не полностью состоит из сплошных диалогов, перемежаемых описаниями. И уже совсем кощунственным постмодернистским насмехательством, чем-то сродни самодовольной издёвки выглядит использование курсива вместо прямой речи, от которой по недавним уверениям книга отказывается. Таким образом, общепринятые правила пунктуации заменены другими, самоизобретёнными и никому не нужными, ничего в себе не несущими и притянутыми за уши исключительно в качестве украшения.

Этим декором, похоже, пытаются прикрыть также полное отсутствие в книге какой-либо морали, основной идеи и ценности. На протяжении всего повествования одного героя противопоставляют его собственному брату, а другого целому миру, при этом явно прослеживается их бросающиеся в глаза отличия друг от друга, но по итогу не делается ровным счётом никаких выводов (давайте только не будем притягивать за уши очевидное и вызывающее немало вопросов внезапное объединение в уехавшем за океан молодом человеке обоих противоборствующих взглядов на жизнь, тоже, заметьте, ничего не значащее). У читателя сложилось впечатление, будто бы автор, не имея определённого замысла, вовсе не знал, чем закончить, и дойдя до старости обоих действующих лиц, рассудил, будто бы можно здесь остановиться.

Интересом к себе книга обязана громким именам в аннотации и на обложке (одно из изданий гордо носит не то рекомендацию, не то одобрение Макса Фрая, что тоже должно навести читателя на определённые мысли о том виде литературы, с которым ему предстоит познакомиться).

Желающим познакомиться с биографиями знаменитых учёных читатель советует обратиться к иным произведениям, алчущим познакомиться с историей науки и её великолепных открытий - тем более (в данной книге открытия находятся где-то на периферии повествования и в лучшем случае мельком упоминаются). Советовать книгу имеет смысл разве что исследователям современной литературы, ну а тем, кто читает ради собственного удовольствия, лучше обойти её стороной.