Больше рецензий

15 февраля 2020 г. 10:25

208

1 Марина и полное зеркало фиаско

Для меня это было ужаснейшее произведение, и тут надо разделять мою предысторию и саму книгу.
Предыстория в том, что я не читала первых двух книг трилогии, а ринулась читать заключительную часть. Я привыкла к тому, что авторы в не первых по порядку частях цикла дают хоть какую-то вводную в мир и предысторию, иногда эта вводная даже слишком обширна и скучна для читавших первые книги. Это явно не случай трилогии про Джено. События второй книги закончились буквально вчера относительно начала событий третьей книги, это цельная история, и, казалось бы, её разделять на три книги не стоит. Хотя определенно у первой и второй книг были свои кульминации. Муни Витчер описывает достаточно сложный мир, со многими уникальными терминами, тут есть волшебные существа: кони - это ипповоло, лебеди - субканды, но что ипповоло - это кони, нужно догадываться читателю самому. И от нагромождения незнакомых терминов, сложных имен голова сразу пухнет. В третьей части читателя кидают сразу в гущу событий, без предисловий и объяснений.
Но я всё поняла, разобралась, собрала паззл. И всё равно утверждаю, что это ужаснейшая книга.
Героев очень много, но они практически все обезличены. У всех одинаковые гипертрофированные реакции на одни и те же события. Мальчик, которого все не любят, пострадал и есть угроза, что он останется инвалидом, - все ревут. Злодей не отдает нужную героям вещь - все одинаково в ярости.
Отношения между персонажами не прописаны, их мотивации не даны от слова совсем. Грешила по-началу, что это всё было в первых книгах и автор не тратит на подтверждение мотивации времени. Но нет, появляется новый ученик, Эзра. Ему говорят, что в школе есть ученик, Ламбер, который когда-то единожды убил другого ученика. У Эзры гипертрофированный страх перед этим убийцей, как будто тот только и делает, что убивает всех встречных людей. Зачем Эзре вообще сообщают информацию про убийцу? Почему Эзре не сообщают обстоятельств, как совершилось это убийство.
Кстати, давайте уж поговорим про это убийство. Тут, извините, спойлеры предыдущих частей. Ламбера все не любят, потому что он убил Боба Липмана. В какой-то из прошлых книг. Окей, я делаю вывод, что Липмана все любили, а Ламбер такой плохой... Но нет. Потом (для меня, я ж не читала первые две книги) оказывается, что дело было так: Боб и Ламбер были на стороне злодеев и решили убить хорошего мальчика Аноки. Подстроили аварию на соревнованиях, но в эту аварию попал сам Боб Липман. Т.е. мне пол-книги автор затирает, что Ламбер такой плохой, и его все не любят, потому что он убил Боба, а оказывается, что Боб сам убился, просто Ламбер этому помог, а не любить Ламбера надо за то, что он был на стороне злодеев и хотел убить хорошего мальчика Аноки!!
В общем, как видите, автор иногда находила время, чтобы объяснить события прошлых книг. Но чаще - автор несется галопом по текущим событиям.
А текущих событий очень много. Колоссально много. Читателя сносит лавиной событий фактически сразу же. Герои постоянно что-то делают, с ними случаются какие-то магические события: то какие-то существа появляются, они куда-то ныряют, что-то находят, что-то теряют (фейспалм от утери самого важного магического артефакта из-за того, что он просто выпал из кармана.... незакрытого кармана......), на них нападают повстанцы, они нападают на повстанцев, посещают какие-то занятия, превращаются в кого-то, кого-то лечат, какие-то магические артефакты создаются. Вот на этой странице герои делали вот это, а на следующей странице герои уже делают что-то другое. На следующей странице электронной книги!! В читалке на телефоне!!!
Я теперь понимаю, что если бы вся трилогия была единым произведением (каковой по сути она и должна являться), то это бы был полный караул из этой всей мешанины и нагромождений.
Отдельно хочу сказать про двух главных героев. Марго Крикен, старушенция, которая в этой части стала местным дамблдором (ах да, я не сказала, что действие происходит в магической школе? Ну да, герои еще постоянно посещают занятия и цитируют какие-то кодексы). Уже ближе к концу её автор характеризует вот так:

Крикен была слишком опытна, чтобы не предвидеть опасных последствий

Так вот. Это бред автора. Предыдущие действия Марго говорят об абсолютной неспособности предвидеть последствия. Её действия у меня всю дорогу вызывали фейспалм и недоумение. Давайте я приведу всего один ярчайший пример, хотя у меня вся электронная книга пестрит заметками о действиях Марго, вызывавших у меня фейспалм. Тут снова спойлеры, уже не только к прошлой части, но и данной книге. Главных злодеев держат в волшебной клетке, среди них - бывший дамблдор этой школы, Марго сейчас занимает его кабинет. Хорошим героям нужно получить одну магическую штуку у злодеев, злодеям нужно вырваться из магической клетки. Марго шепчется с экс-дамблдором, тот ей сообщает про нож, спрятанный в таком-то ящике комода в кабинете, дескать, волшебный, нужно нагреть лезвие - и какие-то там призраки или еще что-то там исчезнет. Эта мудрая и опытная магиня, никому не сказав, идет в свой кабинет, находит нож, нагревает лезвие и падает практически замертво. Эта дура, извините... опытная и мудрая магиня поверила главному гаду и отправилась выполнять его указания в одиночку. Её нашли из-за паники её кота, который выскочил из кабинета. Её откачали каким-то очередным роялем из кустов. И после этого Муни Витчер затирает читателю, что Марго была очень опытной?
Но больше всего недоумений получает заглавный герой серии. Это мальчик, которому постоянно все говорят, что ему делать. Марго-дамблдор, друиды, учителя, призраки, волшебные камни, волшебные кости, уста местного хогвартса - он получает записки с пророчествами, проходит сложные ритуалы, которые другие люди говорят ему пройти. Нет, у него есть свобода воли, у него есть характер, но он в деле победы над врагами он статист, которого наделили экстраординарными магическими способностями. Во всяком случае, в третьей книге.
Я сначала думала, что, прочитав третью, обязательно прочитаю и предыдущие две. Да ни за что.

Ветка комментариев


Я привыкла к тому, что авторы в не первых по порядку частях цикла дают хоть какую-то вводную в мир и предысторию, иногда эта вводная даже слишком обширна и скучна для читавших первые книги. Это явно не случай трилогии про Джено

Когда читаешь книги по порядку, то бесишься, почему постоянно повторяют! Тут читатели могут выдохнуть, видимо)