Больше рецензий

namfe

Эксперт

Слова, слова, слова

9 февраля 2020 г. 21:41

1K

4 Огонь, вода и медные трубы.

Очень добрая и светлая книга дочери о матери, чтобы помнили. Ева Кюри в своей книге создаёт канонический образ бескорыстной труженицы науки вопреки войнам, бедности и болезням, образ ученой все свои силы отдавшей науке, и поэтому достигшей на своём поприще небывалых успехов. Особенно небывалых для женщины, в конце ХIX века, с задворок Европы, из страны, лишенной своей государственности. Мария Кюри сумела стать первой женщиной нобелевским лауреатом, первым ученым дважды лауреатом, матерью и супругой Нобелевских лауреатов, первой женщиной профессором Сорбонны, первой женщиной принятой во Французскую Академию Наук, первооткрывательницей (совместно с Пьером Кюри) новых химических элементов и явления радиоактивности и так далее.

Через три года после смерти матери опубликовала Ева биографическую книгу о ней, главным образом для того чтобы очистить образ матери от сплетен и слухов сопровождавших последние годы жизни Марии, создать прочный миф об ученом без недостатков, лишь с некоторыми особенностями, которые лишь украшают любимый образ. Вполне разумное и понятное дело. Поэтому в книге достаточно пафоса, а всё неприглядное убрано и преподано как досадное недоразумение, не стоящее и упоминания. Такой парадный портрет.

Люди, толпа, большие охотники до грязных подробностей личной жизни известных людей, как будто выискивание в их поступках гадостей, или окрашивая в чёрные тона вполне объяснимые поступки, они пытаются принизить выдающихся людей до своего уровня. Так и роман уже немолодой Марии, уже 4 года вдовы, и ее ровесника, ученого ее коллеги, ученика Пьера, Поля Ланжевена, приобрёл скандальную известность, были опубликованы письма, Ева полностью игнорирует эту историю в книге, оставленной потомкам, которые уже не будут читать столетней давности французских газет, а будут читать ее книгу. Она лишь вскользь упоминает о глупых необоснованных слухах. Зато создаёт яркие и образные картины жизни выдающейся женщины, с детства до смерти.

Части о детстве Марии Кюри пропитаны тёплой атмосферой интеллигентного дома, жизни сплоченной польской семьи в атмосфере любви и стремления к знаниям (отец - учитель физики), а также в среде тихой борьбы угнетённой и разделённой крупными державами Польши за свою национальную идею. Польский национализм является неотъемлемой частью мира юности Марии, и остаётся с ней, даже когда она стала вполне француженкой. В детских главах ее ласково называют Маня, не очень привычно для русской традиции сокращения имени, порой невольно вызывающее у меня странные ассоциации. Эти милые зарисовки детских игр и событий, то ласки матери, то учебы вызывают светлую улыбку и добрые чувства.

«Сестры рука об руку пересекают луговинку, где они каждый день играют «в салки» или «в жмурки», идут вдоль здания гимназии и, растворив деревянную, источенную червем калитку, проникают в сад.»

Так мотив садов и цветов с самого начала до самого конца украшает книгу, и является важной частью жизни Мари, которая любила сады и цветы, природу. Она и высаживала сады рядом со своими лабораториями и домами, любила красивый вид из окна.
Потом долгие годы учебы и труда в лишениях и бедности, сначала гувернанткой в чужих людях, потом в холодной мансарде латинского квартала Парижа, все ради знаний, необходимых для реализации своего призвания. Двадцать шесть лет, а она все ещё студентка, вот такой тихоходкой пришлось пробираться Мари в науку.

«Да, эти четыре года, которые сама Мари Кюри называла «героической эпохой», были не самыми счастливыми в ее жизни, но, пожалуй, – самыми цельными и совершенными по содержанию, самыми близкими к вершинам человеческого знания, к которым устремлялся ее взор.»

Так с небольшой долей пафоса создаётся образ человека отринувшего материальный мир с его удобствами, ради своей цели. Умение несмотря ни на что добиваться желаемого. Этот мотив самопожертвования также проходит красной нитью сквозь все повествование. Потом это же стремление не обращать внимание на трудности приводит и к странной минимальной технике безопасности в их радиологической лаборатории, когда они работали с опаснейшими веществами, (полоний 210, например, радий), "голыми руками". Появятся потом и обвинители, что Кюри бабушку убили. Но это всё было понятно, тот дух познания владевший Кюри, остался им в наследство от девятнадцатого века, когда врачи принимали яды и заражали себя опасными болезнями, чтоб точнее описать что и как происходить человеком. Так и они радуются ожогам от радия как очередному проявлению его свойств. Люблю эту тему преодоления предела человеческих способностей, только уже не на горных вершинах, а в научных лабораториях. Горение человека ради великой цели.

Пора замужества и удивительный научный и семейный союз, который породил детей: и новую науку и новых людей приходит на смену ученичеству. Здесь затрагивается замечательная и весьма современная тема, когда женщине приходится совмещать роль матери и роль полноценно работающей женщины. Успевать и в семье и на работе, дилемма которая неизбежно встаёт перед каждой женщиной, увлечённой делом, и не всем удаётся успешно и плодотворно для обеих частей жизни найти баланс. Ева считает, что Мари это удалось.

«Жизнь Мари сложнее: помимо любимого труда на нее падают все будничные, утомительные обязанности замужней женщины. Теперь она не может пренебрегать материальной стороной жизни так, как в свои студенческие годы.»

Так постепенно разворачиваются картины плодотворной работы и активного отдыха, домашних вечеров и рабочих полдней, напряженных ночей и хлопотливых утренних часов, которые составляют простую человеческую жизнь. Простое течение реки жизни, когда время как вода уносит мгновения.


Сама научная деятельность, идентификация полония, названного в честь Польши, родины Мари, и радия, ставшего эталоном радиоактивного вещества, описаны несколько со стороны. Физики, химии и лабораторных будней в книге немного, нет описания опытов, формул, скучных физических процессов, первых и вторых законов термодинамики, энтропии и энтальпии, весов и мер, приборов и инструментов, всё только общие слова и взгляд лирика в сложный мир физиков. Это хорошо для книги, о явлениях и исследованиях написано в трудах самой Марии и Пьера Кюри и других ученых.

Зато описанию признания и славы, разделённой с мужем и сполна испытанной уже после его трагической кончины от несчастного случая (попал под лошадь и ничего смешного) отведено немало места. Бесконечные обеды, банкеты, поездки, поздравления, чествования, на которых Мари пришлось сменить простое рабочее платье на торжественную мантию ученого, награды и новая лаборатория, кафедра и гранты. И особенно ярко все оборотные стороны этой шумихи, суета и жадность толпы до сенсаций.

«Последней встает мадам Кюри, приветствуемая громом аплодисментов. Тихим голосом, стараясь никого не забыть, она благодарит всех, кто ее чествовал. Говорит о Пьере Кюри. Заглядывает в будущее. Не в свое, в будущее Института радия, горячо убеждает оказывать ему помощь и поддержку.»

И медные трубы не испортили служения самоотверженной женщины своему делу. И отказ от патента на радий, и дружба с другими великими учёными того времени, прогулки в Альпах с Эйнштейном, и отдых на море ученой братии, в духе вольного морского лагеря. Ева рисует гармоничную и ясную картину жизни, омраченной потерями и войнами, но освещённой огнём научного познания мира и любовью к активному отдыху.

В книге приведено много отрывков писем, и немного жаль, что они все переведены на русский, хотя написаны и по-польски, и по-французски, и по-немецки, и по-английски. Особенно интересными мне показалось поэтичность писем Пьера, заметная даже в переводе. Хорошо бы издать эти отрывки на родном языке, с переводом в сносках, как французский в "Войне и мире".

Тогда в конце 30х, когда Ева пишет книгу по миру проходит настоящий радиевый бум, когда радиоактивные частицы продают даже в составе зубной пасты, когда спекуляции на популярной теме приобретают невиданный размах и накопился опыт длительного контакта большого количества людей с радиацией, начинают ясно проявляться все опасные симптомы злоупотребления и вреда.
Необходимо было создать книгу, в которой светлый миф о великом ученом будет очищен от шелухи позднего злоупотребления его научными открытиями. Потому что научные открытия всё же чаще совершаются во имя добра, но и зла в мир приносят не меньше.
У Евы Кюри получилась интересная добрая история, полезная для вдохновения на новые свершения.

Удивляет, какое крепкое здоровье досталось в наследство Марии Склодовской, недаром она выдержала непрерывное радиоактивное излучение в течение 40 лет, пока лучевая болезнь не погубила её, около 60 лет, из них 40 в радио-лабораториях провела ее старшая дочь Ирен, а Ева, избегнувшая участи ученых, прожила 102 года, умерла уже в ХХI веке.

P.S. Весной выходит фильм - биография Марии Кюри «Опасный элемент», надеюсь в нем не переборщат с феминизмом. Ибо цель жизни Мари была все же наука, а не права женщин.