Больше рецензий

8 февраля 2020 г. 22:46

860

5

Профессор агрономии Даррел Стендинг сидит в тюрьме за убийство, совершенное из ревности. В кокой-то момент его сажают в камеру-одиночку по ложному доносу о том, что он якобы прячет где-то в тюрьме динамит. Чтобы узнать, где спрятан несуществующий динамит, нашего героя периодически пытают, затягивая потуже в смирительную рубашку. В этой рубашке тяжело дышать. Время от времени он отключается, и ему кажется, что он путешествует по своим прошлым жизням, как бы заново их проживает. В конце концов его приговаривают к повешению. Эту книгу он пишет в последние дни жизни в ожидании смертной казни.

Прелесть книги в том, что ее можно воспринимать двояко. Это может быть в равной степени и фантастика, и книга о сумасшествии, в зависимости от того, как вы сами хотите ее понимать. Из самого текста книги невозможно сделать вывод какого она жанра!

Повествование ведется от первого лица. Разумеется, повествующее лицо, то есть профессор Даррел Стендинг убежден в том, что он межзвёздный скиталец/странник по звездам. У него есть 2 соседа по одиночке. Ну как соседа… Они сидят в соседних одиночках и общаются с главным героем посредством перестукивания. Один из них до конца верит ему, другой не верит несмотря ни на что. В какой-то момент, например, выясняется, что наш герой умеет играть в чосонские шахматы. Сам герой считает это убедительным доказательством своих путешествий по прошлым жизням, так как в текущем воплощении он нигде и никогда не мог этому научиться. Первый сосед согласен, что доказательство убедительное, но второго все это нисколько не трогает. Он убежден что Даррел Стендинг читал когда-то про чосонские шахматы, а потом забыл, и долгое время правила игры хранились где-то у него в подсознании. Либо даже не исключает вариант, что это вовсе не чосонские шахматы, а другая игра, которую сам рассказчик выдумал, будучи уже в тюрьме, что тоже может бы.

Джеку Лондону очень нравилась идея генетической памяти. Хочется заметить, что в начале 20 века это была вполне правомочная гипотеза. Сейчас мы уже знаем, что никакой генетической памяти не существует, но книга от этого не теряет в качестве. У нас осталась возможность понимать это книгу как записки сумасшедшего, приговоренного к смерти. И это все еще серьезная книга.

На мой взгляд, смирительная рубашка - крайне удачная по форме книга, но это не единственное ее достоинство. Это, помимо всего прочего, самая жизнеутверждающая книга Джека Лондона, а Джек Лондон определенно стремился писать жизнеутверждающие книги! Здесь его главный герой не боится смерти, совсем не боится. Можно даже сказать, что он в предвкушении. Джек Лондон берет этот главный страх человека, страх смерти, и побеждает его для нас.

Благодаря своим путешествиям во времени и пространстве, настоящим или скорее всего иллюзорным, Даррел Стендинг приобретает своеобразное мироощущение. Он больше не ощущает себя профессором агрономии, а ощущает себя вечным духом, который снова и снова перерождается в бесконечном круговороте жизни. Он как будто абсолютная идея человека, которая по-разному отражается в мире вещей. Герой не боится умирать. Но он не считает свою личность бессмертной. Как профессор агрономии он умирает и больше никогда не будет существовать. Он собирается возродиться совершенно иным человеком. Вечен не конкретный человек, вечна сама жизнь, а человек смертен.

Итого: книга, действительно, очень необычная и заслуживает самого пристального внимания. Рекомендую.

Резензия написана для игры "Несказанные речи"