Больше рецензий

sergei_kalinin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 ноября 2011 г. 01:50

1K

3

В силу спцецифики моей работы, уже почти 15 лет я изучаю переговоры, обучаю переговорщиков, участвую в работе переговорных команд. Размеется, дома подобралась уже целая библиотечка книг по переговорам. Пишу это всё я не просто так, а как бы на старте рецензии намекаю, что мне есть с чем сравнивать :)

Книга Г.Кеннеди "Переговоры. Полный курс" несёт на обложке разноцветный логотип Сколково, и фактически рекомендуется читателям в качестве учебника Московской школы управления (т.е. Сколоково :)).

Моё общее впечатление: в принципе, по объему информации книга на учебник вполне потянет, хотя и не без оговорок.

Несомненными "плюсами" книги являются:
1) Довольно полный обзор теоретических моделей, описывающих переговорный процесс (на момент издания книги; а первое английское издание было в бородатом 1998 году :))

Автор выделяет три группы таких моделей: а) основанные на психологических приемах и риторических уловках; б) рациональные переговоры; в) позиционный торг

2) Очень качественно расписаны модели из смежных наук (математики, экономики, социологии и др.), позволяющие более глубоко понять суть переговорного процесса. Например, автор классно расписывает "диллемму узника", "равновесие Нэша", "принятие рационального решения по Г.Саймону" и др.

3) В книге есть довольно много практических "фишек" - приемов, методов, инструментов, которые будут полезны переговорщику-практику, независимо от сферы его деятельности (торговля, политика и др.).

"Минусы" книги:
1) Очень смешно в очередной раз наблюдать, когда очередной западный автор в предисловии бьёт себя пяткой в грудь и запальчиво клянется, что он практик из практиков (а не "библиофил" :)); что он не теоретик, а создатель супер-пупер прикладной системы, и т.д. и т.п.

В то же самое время соотношение теории и практики в книге я бы представил как 90% теории и 10% практики. (Скажу по секрету, что предыдущая книга автора "Договориться можно обо всем!" горааааздо более практична!).

Т.е. может быть, автор и не "библиофил", но четкой практической методики ведения переговоров (обучения переговорам) вы не найдёте :(

2) В качестве учебника - книга (IMHO) плохо структурирована. Тематически однородная информация "размазана" по разным частям книги - приходится возвращаться, выискивать "где-то это уже было" и т.п.

В целом книга больше похожа не на учебник (где есть жесткая логическая структура), а на научную монографию (когда автор пишет, следуя за своей игривой мыслью, и втыкая по ходу какие-то кейсы, примеры чужих научных публикаций по теме). Такой монографический стиль делает книгу "тяжелой" для чтения, особенно не преподами, а "чистыми" практиками ;)

3) В книге оооочень много критики! Очень много пафосных разоблачений "моделей, которые не работают". Сам Г.Кеннеди придерживается модели позиционного торга. Поэтому больше всего "шишек" достаётся Гарвардской модели принципиальных (рациональных) переговоров, которая как бы отвергает позиционный торг.

На мой взгляд, данный критический пафос больше характерен для кабинетного учёного, ломающего копья в академических дискуссиях о верном понимании значения того или иного термина :) Приведу простой пример. Книги Г.Кеннеди издаются в России совсем недавно, в то время как руководства по Гарвардской модели были изданы на русском ещё в начале 90-х. Я лично знаю нескольких блестящих переговорщиков, воспитанных именно на гарвардской модели :))

Весь критический пафос г-на Кеннеди для практиков - это "ни о чём" :) Они просто используют в рамках любой модели только то, что реально работает, видоизменяя эти методы "под себя", и им совершенно неважно - верный или неверный термин используется для того, что они делают. Лишь бы было эффективно...

От себя лично добавлю, что категорически не согласен с автором в плане его доводов о том, что психология в переговорах не работает. Впрочем, это отдельный разговор :)

PS Книжку мне любезно предоставило издательство "Альпина Паблишерз" для составления интеллект-карты по книге

Комментарии


Думаю, что таких вниг в свободной продаже быть не должно, это ведь тоже спецсредства и спецоружие...


:) не думаю... Подобные книги - это всё равно, что книги по боксу или борьбе. Можно внимательно прочитать и рассмотреть все картинки, но так и не научиться точно, вовремя и результативно использовать в реальной схватке ни одного движения из описанных.

Да, подобные книги добавляют понимания того, что происходит в процессе переговоров, но вряд ли сделают человека крутым переговорщиком :) Нужен комплекс: подобные книги, тренинги и практика.


Я не про переговорщиков, а про тех, кто им противостоит... Чем меньше они будут знать и понимать, тем лучше, не так ли?


снова не уверен :) опаснее всего иметь дело с непредсказуемым дураком. Если некто злонамеренный, опираясь на знание системы, попытается выстроить в ответ некую анти-систему, то профессионал (лучше владеющий системой) всегда сможет его переиграть. Надеюсь, я не очень запутанно ответил :)


Нет, не запутано, я немножко "в теме"... Возможно Ваш подход и верен, Вам, как профи, виднее...


Спасибо за развернутый отзыв. А не подскажете наиболее полезный для практики учебник?


Смотря для какой "практики"? Т.к. есть много тонкостей. Например, для практики "переговоры в больших продажах" - книги Н.Рекхэма. Например, для практики урегулирования организационных конфликтов - "Модерация конфликтов в организации" А.Редлиха и Е.Миронова. И т.д. Конкретизируйте вопрос!


Для применения в работе "продажника" во всех ее сторонах.Вы уже ответили) самые частые вопросы именно в этих аспектах.Спасибо.