Больше рецензий

Anastasia246

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 февраля 2020 г. 19:18

7K

5 "Власти Эроса страшится сама Афродита, что же делать нам смертным..."

"Если человек хочет следовать богам, то его любовь должна быть такой, как у них, а вовсе не как неодолимая сила, давящая и раздавливающая нас.

Зачем же рыдать под звездой, которую все равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершишь свой".

Давно не встречала таких красивых произведений (еще удивительнее, что написано оно мужчиной), воспевающих красоту любви и женщины. Это просто гимн представительнице прекрасного пола; не просто гетере, образованной и обольстительной, а именно что Женщине - сильной, умной (красота в сочетании у с умом - это вообще страшная сила:), свободолюбивой и внутренне свободной (даже будучи рабыней, женщина остается свободной; автор покажет это в романе наглядно), женщине, вдохновляющей мужчину на подвиги и смелые поступки.

- Ты мой сильный. умный, смелый воин и можешь быть даже царём, а я - твоей царицей...
- Клянусь, ты будешь ею когда...
- Когда-нибудь. Я готова.
(вот она - беспрекословная вера в своего мужчину)

Это все же больше чем исторический роман; да, здесь есть приключения с историческим акцентом, но все-таки главное здесь не не те реалии жизни и не те исторические личности, которые правили в тот момент времени. Это книга о силе духа, о человеческой личности, о воле, о взаимоотношениях мужчины и женщины, о вере и религии, о искусстве, об умении повелевать и очаровывать.

В центре внимания, что естественно, его главная героиня - Таис, та самая гетера, ей всего семнадцать, а она уже широко известна. Образ ее несколько идеализированный (мне вот сложно представить такую идеальную женщину - женщину по сути вообще без недостатков; может, конечно, и есть такие, одни на тысячу или даже на миллион, не знаю...), но это совокупность всех женских качеств: сострадании, тяге к справедливости, любви к ближнему, заботе (подчас материнской), умении ободрить и утешить, умении вдохновить и быть музой, одним своим видом принести удовольствие окружающим, - вот это идеализированный образ, к которому надо стремиться (и главное, к которому хочется стремиться; хочется походить на сильных героинь, умеющих брать судьбу в свои руки и ни от кого не зависящих; люблю книги о самодостаточных женщинах).

А вообще надо сказать, все героини в книге такие (книга вообще, мне кажется, больше для женщин): Гессиона, Эрис, Эгесихора...Тут без разницы - свободная ты женщина или рабыня, замужняя знатная женщина или гетера, в объятиях которой находят утешение другие мужчины. Ты - женщина, и этим все сказано. В этом твоя сила, могущество, преимущество, которым надо еще уметь правильно воспользоваться. Глупых, непорядочных женщин здесь просто нет)

А раз роман о женщинах (и для женщин), совсем неудивительно, что немалую часть в нем составляет описание самого прекрасного чувства на земле - любви, отношений мужчины и женщины. Любви разной, в том числе и невзаимной (такая была, скорее всего, у Александра и Таис), любви полигамной (Таис и Птолемей, высоко ценивший красоту всех окружавших его женщин), любви скоротечной, ведь жизнь человеческая порой так хрупка (Таис и Менедем), любви неравной (влюбиться в рабыню - почему бы и нет, любовь ведь не знает сословных различий), любви одухотворенной (влюбиться в свою наставницу)...

Прекрасный и во многом философский роман (здесь очень много мудрых размышлений обо всех сторонах жизни) и прекрасные героини, прекрасный мир, так детально прописанный автором, что не хочется возвращаться в реальный)

"Мудрость малоприятна для ее обладателя. Мудрых людей мало.

Мудрость копится исподволь у тех, кто не поддался восхвалению и отбрасывает ложь.

Проходят годы, и вдруг ты открываешь в себе отсутствие прежних желаний и понимание своего места в жизни. Приходит самоограничение, осторожность в действиях, предвидение последствий, и ты мудрый. Это не есть счастье в твоем поэтическом понимании.

Не следует рассуждать о знаниях богов и людей, ибо молчание есть истинный язык мудрости. Открытые сердца это хорошо понимают"
- разве можно сказать красивее...

Книга учит правильно относиться к жизни и к любви (легко, не загадывая намного вперед, быть довольным тем. что происходит здесь и сейчас), а это уже немало) Жить не прошлым, которого больше нет, и не будущим, которое еще не наступило. Жить настоящим, ценить каждое мгновение жизни и радоваться ему, ценить жизнь и людей, встречающихся нам на нашем жизненном пути (обычно каждый человек для чего-то нам послан). Жить без страхов и глупых ожиданий, "будь что будет" - несколько фатализма отнюдь не повредит. Делать то, что в твоих силах, и не печалиться о том, что изменить не в твоей власти. Жизнь многообразна, неповторима, полна необычайных подчас сюжетных поворотов и порой увлекательнее любых книг) Я давно была наслышана об этой книге и давно хотела ее прочитать, но..видимо, каждой книге свой черед и свой час...

"Искусство или торжествует в блеске прекрасного, или тоскует по его утрате".

"Знание подобно добру, не должно разбрасываться как попало".

"Женщина - величайшая драгоценность".

Прочитано в рамках игры "Мужчина и женщина"

Комментарии


Один из любимейших исторических романов)


У меня он тоже, наверное, войдет в число любимых)


Давно это было, еще в школьные годы) Никак не рискну перечитать, вдруг теперь все другим покажется. А ведь я до сих пор помню, под каким огромным впечатлением была от романа. Сама история понравилась. Вот эта среда, где царить культ красоты, гармонии и свободы. Персонажи замечательные. Умеют любить и дружить.


Во многих изданиях старательно вырезался важнейший эпизод, предваряющий танец со змеёй в храме Эриду. А именно – посвящение Таис и Эрис в тантру.

Незадолго до этого молодой скульптор Эхефил, ваявший Эрис, воспылал страстью к модели. Эрис откликнулась на страсть телом, но в сердце осталась безучастна.

Проблема порабощения страстью – первая на пути дисциплины чувств, очеловечивания собственной души, сотворения из внутреннего хаоса внутреннего же космоса. Эхефил обуян страстью к Эрис, его духовная выстройка недостаточна. Эрис – иной полюс, она отчуждена. Таис, казалось бы, гармонична, но и она отравлена – её чувство к Александру вовсе не любовь, это духовная ревность о том, что он превосходно обходится без неё, что он – достойнейший из мужчин – ушёл своим путём, без неё, достойнейшей из женщин. Индийцы, искушённые в интроспекции, это почуяли вперёд самой гетеры. И предложили свою помощь, сами будучи восхищены её женским совершенством. Они оказались проницательны, так как Таис переживала ощущение бесцельности жизни, невозможности ответить на вопрос «зачем?». Возникла потребность определить соразмерность своих сил перед выполнением новых задач жизни.
Гордость и смирение – взаимодополняющие противоположности. Лишённые меры, они превращаются во взаимоотрицающие полюса – гордыню самомнения и слепую покорность. Мастер тантры выстраивает для Таис пространство преображения, проводя её по пути осознания. Подошёл, поговорил, взял за руку и увёл. И это не право силы, а право и долг знания, перед коим следует склониться, как перед ручьём в засушливый день. Гетере было необходимо прожить опыт безусловной подчинённости мужчине, чтобы освободиться от незаметных пут гендерного высокомерия и ощутить свою подлинную силу. И она её ощутила. Индиец был силён как Менедем, мудр как Лисипп и властен как Александр. И всё это он отдал в дар Таис. Он стал проводником в высшее проживание и высшее осознание. Показал путь и не замкнул его на своей личности, тем самым освободив в Таис схлопнувшееся было кольцо познания.
Но посвящение прошла и Эрис, и это имеет не меньшее значение для понимания ефремовской мысли. Не одна Таис была в фокусе его внимания!
«Высокий индиец, посвящавший Эрис, в конце концов ослабел и, видимо, заболел, так как его унесли в забытьи, бормочущим непонятные слова. У Эрис не было “отравленного копья” в сердце, и она сразу “выпустила себя”.»
Акценты ставятся очень жёстко, радикально. Эрис проще и потому целостнее, но она из-за равнодушия не желает управлять своей силой, не может целить ею – это страшная беда для окружающих. Эрис ни одного мужчину не может сделать счастливым и даже для специально подготовленного представляет смертельную опасность. Вдуматься только: она просто выпустила себя, и мастера тантры унесли! Что же такого она выпустила? Без Таис Эрис стала бы страшной убийцей. Недаром она так прикипела к афинянке, ибо подле ней почуяла жизнь и единственно плодотворное воплощение судьбы. Говоря диалектическим языком, отчуждённая борьба не может вставать вперёд божественного единства.
Дальнейшее участие подруг в обряде поцелуя со змеем вне этого эпизода выглядит бездумной ловкостью пресыщенных танцовщиц и лишено судьбоносного содержания. После же описания тантрического посвящения – становится важным экзаменом, символическим воплощением новообретённого контроля над змеем кундалини. Следует отметить, что Эрис и здесь проявила себя так, что змея в итоге кинулась на другого человека.
В эросе идёт взаимопроникновение не только тел, но и душ, и духовных средоточий. И взаимная передача этой информации. Эрос, каким бы жёстким он ни был – это со-чувствие, а не «дальше, выше, сильнее» безотносительно к половой силе партнёра. Индийцы были экстрасенсами, психически гораздо могущественнее Таис и Эрис. Поэтому, скорее всего, жрец добровольно принял в себя страшные кармические изломы женщины, которую посчитал достойной.
Если у молодого скульптора, влюбившегося в образ Эрис, было роковое влечение и его излечили интенсивным сексом налитые безличной женственностью жрицы любви, то в случае самой Эрис мастер тантры облегчил её роковую великую судьбу, пожертвовав собой. Тантра – лишь путь, а цель – любовь и общее благо. В последних главах чёрная красавица проявляет себя совершенно по-новому, поднимаясь до сопереживания путям всего человечества: «Слабые молят о чудесах, как нищие о милостыне, вместо действия, вместо того, чтобы расчищать путь собственной силой и волей. Бремя человека, свободного и бесстрашного, велико и печально. И если он не стремится взвалить его на бога или мифического героя, а несёт его сам, он становится истинно богоравным, достойным неба и звёзд!»
Можно описать происшедшее в образе внутрипсихического парада планет, когда энергия сверхсистемы может беспрепятственно втечь в низшие по размерности системы через зыбкую во времени шахту, канал, акупунктурную точку. Это точка изживания старой кармы и рождения новой судьбы.